Работая в институте, обратила внимание, что средний возраст студентов значительно увеличился. Люди приходят за новой профессией и в 30, и в 40. Порой учатся всю свою жизнь, меняя специальности и получая новые навыки и знания. В чем причина?
Многие считают, что это влияние модной тенденции “поиска себя”. Мы слишком много стали уделять внимание удовольствию и чувству удовлетворения от работы.
Как в анекдоте: взрослые родители беседуют о профессиях своих детей. На вопрос, кем работают дети:
✔️ У меня сын банкир.
✔️ У меня дочь стюардесса, летает.
✔️ А у меня сын все себя ищет...
Но историк Юваль Ной Харари считает, что необходимость постоянного обучения вызвана новым феноменом, появившимся с приходом цифровой революции - исчезновением старых профессий и появлением огромного количества новых.
Понятие работа менялось на протяжении долгого времени. Раньше вообще люди не работали, а выживали. Потом с приходом денежных отношений укоренилось представление о работе как о продаже своих умений, талантов, времени.. О поиске себя особо никто не думал. Случаи, когда с завода уходили в художники, были единичными.
Сейчас приходится быстро перестраиваться, постоянно учиться, получать новые профессиональные навыки. Привычное нам понятие “профессия на всю жизнь” уходит, и необходимо себя периодически “переизобретать”.
Для многих людей принять, что учиться, скорее всего, придется всю жизнь, как и периодически менять работу - достаточно сложно. Особенно трудно старшему поколению.
Когда я 🙋🏼♀️ пошла получать второе высшее, папа недоумевал - “Тебя что, в первом институте не научили?”
По результатам различных исследований, сейчас важнейшими качествами становятся гибкость и эмоциональная устойчивость - некоторые называют это социальной приспособляемостью.
“Поиск себя” - совершенно необходимый процесс нарабатывания практического опыта - иногда методом проб и ошибок, ссадин и синяков - позволяющий приобрести иммунитет к постоянным переменам нашей эпохи.