404 подписчика

Как правильно тормозить на велосипеде

2,3K прочитали

Многие из нас катаются на велосипеде и очень любят это занятие. Когда-то мы все учились правильно ездить, учились базовой технике держать равновесие, поворачивать, правильно рулить и конечно же тормозить. Торможение - это основа уверенного и безопасного катания!

В этой статье мы узнаем и научимся технике пользования и правильно торможения на любом современном велосипеде с ручными тормозами

Всё, чему мы когда-то научились, оно обычно входит в привычку, буквально в рефлекс, после уже работает на автоматизме.

В этом месте ждёт одна неприятная ловушка для всех и каждого, которую можно сформулировать вопросами:

"А вы уверены, что техника, которую вы когда-то нащупали по наитию - правильная? Можно ли быть уверенным, что записанный автоматизм адекватен реальному положению дел и не требует пересмотрения?"

К сожалению, как показывает практика и частое наблюдение/общение с велосипедистами разного уровня большинство райдеров совершенно неправильно освоили/поняли/представляют технику торможения своего любимого двухколёсного друга.

Почему опасной и почему тема тормозов так важна?

Думаю, на этот вопрос отвечать не требуется, ибо любой нормальный человек осознаёт важность исправных тормозов и их роль в безопасном и нетравматичном катании.

Ведь велосипед (как и авто) в первую очередь есть транспортное средство повышенной опасности!

Давайте разберём тему правильной техники торможения, что обязательно будет полезно каждому, даже многим самоуверенным велосипедистам, которые полагают, что знают на зубок все основы катания.

Какими тормозами учимся пользоваться?

Если в недалёком прошлом большинство велосипедов были однотипные и оснащались преимущественно задним ножным тормозом, то сейчас времена поменялись.

И хотя байки с подобным типом тормоза ещё встречаются в продаже и на улицах городов, в целом это пережиток прошлого, а использование такого тормоза оправдано лишь в узком сегменте городских/прогулочных велов.

Речь же в данной статье пойдёт о наиболее актуальных на текущий момент тормозах, которыми оснащается подавляющее большинство нынешних байков любого типа и назначения (даже детские и подростковые порой, что правильно) - о ручных тормозах.

Почему тормоза называются ручными?

Всё просто, логично и следует из названия: ручные они потому, что приводятся в действие руками, а точнее ручками, расположенными на руле.

В этой статье мы узнаем и научимся технике пользования и правильно торможения на любом современном велосипеде с ручными тормозами-2

Итак, исходные данные типового современного велосипеда:

у него на руле можно обнаружить две ручки, которые по отдельности отвечают за ДВА тормозных механизма - левая ручка (с позиции человека в седле) отвечает за передний тормоз, правая ручка отвечает за задний тормоз.

Не важно, оснащён ли ваш велосипед ободными или дисковыми тормозами любого типа, подобная стандартная раскладка встречается в 90% случаев.

Для непосвящённого человека (или кто не удосужился вникнуть в суть) на данном этапе возникает сразу куча вопросов:

"А зачем так сложно? А для чего нужно два тормоза и неужели нельзя обойтись одним? А как этим пользоваться правильно и когда какой нажимать?"

Забегая вперёд, можно сказать сразу, что производители не дураки, и оба тормоза действительно жизненно необходимы велосипеду в равной степени.

Чтобы понять почему и как это работает, необходимо рассмотреть физику движения и замедления велосипеда.

Физика движения и торможения велосипеда

Чтобы научиться тормозить, придётся понять распределение сил, воздействующих на велосипед, иными словами вспомнить физику (её в велотеме предостаточно), хотя бы простые основы.

Когда байк движется вперёд, то он как бы условно находится в равновесии сил (варьируется от геометрии рамы, но сейчас это опустим), что как раз позволяет ему не переворачиваться вперёд или не опрокидываться назад. На велосипед воздействует сила притяжения, прижимая его к земле, а помогает ей в этом вес наездника, создавая дополнительный прижим.

Поскольку геометрия любого велосипеда обычно такова, что положение байкера смещено чуть назад относительно центральной точки баланса, то в момент педалирования сидя в седле на большинстве велосипедов чуть сильнее нагруженным оказывается заднее колесо, что нормально.

В этой статье мы узнаем и научимся технике пользования и правильно торможения на любом современном велосипеде с ручными тормозами-3

Теперь визуализируем процесс замедления велосипеда с человеком в седле, что изменится?

При попытке остановится любым способом, велосипед начнёт увеличивать силу трения, при этом вес байкера уже будет давить/воздействовать не на заднее колесо, а сместится на переднее по диагонали. Чтобы лучше понять сей магический эффект, вспомните, как пассажиров в автобусе бросает в левую или правую сторону салона в зависимости от поворота, эффект в данном примере схожий, только более весомый.

Итак, в нашем примере распределение сил при попытке остановить велосипед мгновенно и критично поменялось: теперь заднее колесо становится разгруженным и теряет сцепление с землёй, а вся нагрузка приходится на переднее, оно же закономерно получает наилучшее и наибольшее сцепление с дорожным полотном.

Теперь вопрос на засыпку самым сообразительным: "Что получится, в имеющемся раскладе сил с нагруженным передним колесом и разгруженным задним, если пытаться увеличить трение на переднем колесе и на заднем, а точнее воспользоваться передним или задним тормозом нашего велосипеда?"

Ответ будет простым и определяющим суть проблемы: передний тормоз с максимальным КПД и очень быстро замедлит переднее колесо (и весь велосипед в целом, потому что неразрывно связана вся конструкция), сохраняя при этом полный контроль над заданным направлением и уверенное сцепление с дорогой даже на большой скорости на трассе;

а задний тормоз при использовании на заднем разгруженном колесе потеряет свою эффективность и кпд, т.к. нет достаточного прижима и сцепления колеса с дорогой, т.е. будет попытка затормозить колесо, которое уже не особо связано с дорогой и перешло от уверенного трения качения в трение скольжения, как на коньках, а значит неизбежно потеряется контроль за направлением движения велосипеда и главное тормозной путь опасно удлинится.

С пониманием этого распределения нагрузок и сил уже нетрудно охарактеризовать единственно-правильную технику торможения на любом велосипеде с ручными тормозами.

Правильная техника торможения велосипеда

На основании сказанного, если мы хотим действительно правильно, максимально быстро и эффективно замедлить и остановить свой байк практически в любых условиях дорожного покрытия и на любых скоростях, то вот она единственно верная техника использования тормозов, которой каждому адекватному катальцу жизненно важно научиться:

основной тормоз у нас ПЕРЕДНИЙ, с его помощью мы всегда начинаем процесс торможения, держа ручку заднего на готове, но не трогая её. Если ситуация диктует недостаточность мощности переднего тормоза (необходимость слишком резко остановиться или же спуск с крутой затяжной горы с большим уклоном), то тогда и только тогда к переднему тормозу мы подключаем задний и одновременно с передним уже добавляем тормозного усилия велосипеду при помощи заднего тормозного механизма.

По такому же принципу автоматически устроено срабатывание тормозов на любом автомобиле: сначала основную тормозную работу проделывает передний тормозной контур (примерно 60-70%), лишь потом подключается задний и помогает. Только в этом случае тормозной путь будет максимально коротким, КПД торможения устремится в космос и даже с относительно большой скорости велосипед остановится за считанные метры, не теряя контроль над заданным направлением движения!

Как же пытаются тормозить у нас многие обыватели по незнанию и страху и что из этого происходит, читатели наверное уже догадываются: они жмут со всей дури ручку заднего тормоза, вообще избегая передний (или в лучшем случая слегка помогая им, что вряд ли), заднее колесо велосипеда при этом всегда разгружается и теряет сцепление, велосипед превращается в неуправляемый снаряд а-ля "корова на льду", к тому же тормозной путь его удлиняется настолько, что в критической ситуации может стоит жизни, например на оживлённом автомобильном перекрёстке или перед внезапно выбежавшим на дорогу ребёнком вы просто физически не успеете остановиться и вас протащит вперёд аккурат до возникшего препятствия. Следовательно, ещё раз читаем выше описание правильной техники, пытаемся переучиться сознательно, избавляясь от "вредных привычек".

Кто-то задаст закономерный умный вопрос: "А как же не перелететь через руль, тормозя передним тормозом? И зачем пользоваться передним тормозом, если такой риск существует?"

Действительно, риск переворота имеется, но возникает он только при неумелом и неумеренном использовании переднего тормоза, а бояться рисков в принципе - лучше за руль велосипеда не садиться априори.

В этой статье мы узнаем и научимся технике пользования и правильно торможения на любом современном велосипеде с ручными тормозами-4

Так как научиться правильно пользоваться передним тормозом и полностью исключить вероятность "эффектных полётов через руль"?

На самом деле всё как всегда просто и логично, необходимо лишь приложить сознательное усилие и понимание. Возвращаясь в мир автомобилей, для примера, кто знает, сейчас повсеместно и почти по умолчанию применяется автоматическая система АБС (анти-блокировка тормозов), которая, как следует из названия, основной своей целью работы не допускает ни при каких обстоятельствах блокировки тормозных колёс автомобиля.

Зачем это нужно и при чём тут велосипед?

Нужно это, в первую очередь для того же увеличения эффективности торможения и сокращения тормозного пути. Ну а применительно к велосипеду и переднему тормозу - имитация поведения АБС автомобиля или недопускание блокировки колеса гарантированно исключает возможность перелететь через руль, также бонусом (по аналогии с автомобилем) повышает КПД торможения.

Обучение правильной технике и переучивание

Понять и принять на вооружение правильную технику мало, необходимо научиться ей на практике и ввести в новую привычку. А многим вовсе придётся переучиваться, меняя свои неправильные установки касательно избегания переднего тормоза.

Как же это сделать?

Постепенно, напористо и неотступно контролировать каждое своё торможение, начиная с малого и безопасного. Действительно не стоит бросаться в омут с головой и сразу браться за передний тормоз - последствия будут плачевными. Вместо этого надо потренироваться на площадке или на низких безопасных скоростях. Нашей основной задачей в такой тренировке будет попытка почувствовать работу переднего тормоза во всём диапазоне нажатия ручки, в частности с момента касания колодками поверхности диска/обода, до момента блокировки колеса. Как только уверенное чувство работы переднего тормоза придёт, то можно потихоньку усложнять задачу, пользуясь им в разнообразии ситуаций и увеличивая скорость.

Обучение технике можно будет считать завершённым, когда вы сможете спуститься с почти вертикального склона вниз только лишь на переднем тормозе, не прибегая к заднему вообще! При освоении техники владения передним тормозом также нелишним будет совершенствование навыков баланса или изменения развесовки путём перемещения своего тела относительно седла вперёд или назад, что также помогает удержать велосипед от переворотов или опрокидываний на любом рельефе местности и в любых горах, независимо от крутизны уклона.

Нюансы настройки тормозов

Напоследок нелишним будет уточнить, что для обучения и пользования правильной технике торможения - к тормозам, их состоянию и настройке предъявляются повышенные требования. Поэтому сначала необходимо правильно отрегулировать тормоза, убедиться в их работоспособности, а уже после приступать к тренировкам.

Правильная настройка тормозов характеризуется отсутствием задеваний колодками тормозной поверхности (обода или диска) в состоянии отпущенной ручки и схватывание до момента полной блокировке при хорошо выжатой ручке, т.е. тормоза не должны быть вялыми и проскальзывающими.