Автор: Василий Коваль, директор департамента ответственного хранения ООО «Байкал-Сервис ТК» о выигрышной стратегии региональной экспансии в партнерстве с транспортной компанией
Малый бизнес у многих ассоциируется с ведением дел у себя «в огороде». При этом некоторые компании смотрят чуть дальше за горизонт, не ограничивая свои цели ни регионом, ни даже страной.
Развиваться они могут как за счет построения филиальной сети (но это довольно затратно), так и выбрать модель расширения географии присутствия с минимальным финансовым риском. На последнем остановимся подробнее, поскольку экономия получается впечатляющей.
Новая модель логистики
Оптимальным вариантом расширения географии может стать модель, которая предполагает партнерство с транспортной компанией (3PL-оператором), которой передаются на аутсорс функции складской логистики и доставки. Передача функций складской логистики в новом городе партнёру (а это услуга ответственного хранения) поможет компании тестировать новые «огороды» и развивать бизнес с минимальными рисками, временными и денежными затратами.
Компании не нужно арендовать офисы и склады, нанимать сотрудников, обучать их и контролировать. А тестирование нового рынка может обойтись в 10 тыс. руб или даже меньше, в зависимости от категории товара, объема хранения и оборота. У партнера размещаются на ответственное хранение самые востребованные и продаваемые товары, и сокращается время их доставки до покупателя. И эта скорость не идёт ни в какое сравнение со скоростью, которая обеспечивает доставка из пункта А в пункт Б. Товар уже находится в пункте Б, остается обеспечить только его доставку по городу.
Выгоды от 3PL
Чтобы увидеть преимущества такой модели по сравнению с филиальной, достаточно провести простой анализ затрат.
Для открытия небольшого филиала в арендуемом помещении с одним сотрудником, включая затраты на оргтехнику и мебель, понадобится минимум 40 тыс. руб. Зарплата самого сотрудника с отчислениями, коммунальные платежи и расходные материалы можно оценить еще в 50 тыс. руб ежемесячно. На самом деле заявленные расходы будут выше, так как нужно учесть, что сотрудник может заболеть или пойти в отпуск, а спрос на продукцию будет колебаться в течение времени, клиенты могут начать массово заказывать доставку до двери, а не забирать товар на складе самостоятельно.
Если же компания выберет иной вариант экспансии в регионы и воспользуется у перевозчика услугой ответственного хранения, то за размещение на складе условных двух европаллет в месяц она заплатит около 3 тыс. руб (50 руб за кв. м в сутки). В случае резкого роста продаж и товарного запаса площадь хранения можно легко увеличить. А при снижении товарного запаса платить за аренду лишней площади не придётся.
Учтем и оплату за выполненные складом услуги. Средняя стоимость по прайсу за складские операции на единицу продукции - 54 руб. Если продавать 100 единиц товара в месяц в регионе присутствия, то затраты на складские операции составят 5,400 тыс. руб в месяц. Совокупные затраты – 8,4 руб ежемесячно.
Конечно, требуемые площади и объемы продаж могут различаться, однако эти расчеты показывают следующее: использование услуг 3PL оператора обходится для малых компаний существенно дешевле выхода на новые рынки через развитие филиальной сети.
Плюс полезные сервисы
Развитие бизнеса сопряжено с трудностями. Тем более, когда приходится дистанционно контролировать развитие в новом, незнакомом городе. Снизить нагрузку позволяет и ряд сервисов, которые предлагает логистический партнер.
Как правило, он прекрасно осознает, что такое дистанционная работа с филиалами на собственном опыте, поэтому стремится предложить клиентам из малого бизнеса свои наработки. Это касается не только электронного документооборота, но и широкого набора сервисов личного кабинета и мобильного приложения, которые позволяют взаимодействовать с компанией онлайн: получать детальную информацию по движению груза, статусам заказа, остаткам, заказывать и получать документы, при необходимости вносить изменения в заказ, изменять место назначения, отправителя, и т. д.
Вот и выходит, что логистические операторы не на словах, а на деле способны стать настоящими проводниками в «голубые океаны» для многих представителей малого бизнеса.