Найти тему

Капитан с «Пины»

Оглавление

«Жил отважный капитан, он объездил много стран!..». Было время, когда эта веселая песенка звучала из радиоприемников чуть ли не каждый день. Капитан теплохода «Пина» Андрей Прокопчук объехал не так уж много стран. Ходил практически всю жизнь по рекам страны – Припяти, Днепру, Сожу и Днепро-Бугскому каналу. Но улыбка Андрея Трофимовича – явно флаг его корабля!

Место встречи изменить нельзя

Капитан «Пины» встретил журналистов газеты, молодцевато сбежав по трапу со своего небольшого судна, пришвартованного к берегу канала у деревни Перерубы Ивановского района. Его команда принимает участие в масштабной реконструкции гидроузла на Днепро-Бугском канале у этой деревни.

Роль буксира – доставка речного песка на объект, горы которого намыты в нескольких сотнях метров от рождающегося на глазах бетонного сооружения, на другой берег.

-2

– А мы думали, что нагоним вас в пути и прокатимся! – разочарованно говорим хозяину борта. – Где же романтика рабочих будней речного флота?!

– Да, романтики немного, но ведь мы дело делаем, – улыбается в ответ Андрей Трофимович. – И оно того стоит: смотрите, каким современным на глазах становится гидроузел, он сможет значительно увеличить скорость прохождения судов!

Так выглядят капиталовложения в будущее. Модернизация водных сооружений – это безопасность маршрутов страны, по которым, вполне может быть, вскоре пойдут суда и по историческому пути – из варяг в греки – из Черного моря в Балтийское!

-3

...Пока баржа не разгружена, есть возможность познакомиться с буксирующим судном и его командой. Самое интересное, конечно, – капитанский мостик. Не менее любопытно походить по почти вертикальным лесенкам, идеально вымытой и надраенной палубе, заглянуть в машинное отделение, на камбуз и в салон, где после рабочего дня собирается вся команда.

Тридцать лет и три года

Капитанами не рождаются. Ими становятся. И не сразу. Андрей Трофимович родился недалеко от нынешнего места швартовки «Пины» – в деревне Хомичево Ивановского района, в трудолюбивой многодетной семье Трофима Тимофеевича и Анастасии Андреевны Прокопчук, где кроме него росли еще девять детей. Из всех десяти наследников Трофима Прокопчука только Андрей навсегда связал свою жизнь с рекой. Закончив в 1987 году школу командного состава, он отправился на «Пину», которую за несколько лет до этого спустили на воду.

-4

Это было время расцвета судостроения Беларуси. Два предприятия, с пропиской в Пинске и Гомеле, дали стране целую армию речных теплоходов – самых разных видов и предназначений, в том числе и это судно, на котором сегодня служит наш герой. За тридцать лет и три года он прошел, как положено, все служебные ступеньки – от моториста до капитана.

– Да, начиналась моя служба в более интересное и романтичное время. Флота было много: буксируемые баржи шли друг за дружкой, их обгоняли пассажирские теплоходы на подводных крыльях... – вспоминает собеседник.

Пару лет назад экипаж судна работал на проекте государственного уровня – строительстве нового моста через Припять на автотрассе, соединяющей Туровское Полесье, Столинский и Лельчицкий районы с центральной частью области. Было непросто: приходилось пересыпать реку и направлять ее в старое русло, чтобы потом, после завершения стройки, возвращать неукротимую обратно...

Довелось команде «Пины» поработать и на расширении и укреплении берегов канала, идущего от Припяти к Лясковичам, где обустраивалась набережная и создавался историко-этнографический комплекс «Музей под открытым небом» в Национальном парке «Припятский». Теперь комплекс и причалы готовы к приему судов с туристами и экскурсантами.

Романтика флотских будней

Длительные командировки давались капитану Прокопчуку легко. Его душу грели заботы и теплые воспоминания о доме в Пинске и семье: жене Ольге, с которой он в браке вот уже 25 лет, и двух сыновьях – Андрее и Кирилле.

Сегодня речная служба не так популярна, как 30 лет назад, когда карьера Андрея Трофимовича только начиналась. Может, поэтому его сыновья не пошли по стопам отца, который выбрал службу на речном флоте вслед за двоюродным братом Виктором. Тем не менее недавно Андрей, старший сын капитана «Пины», отслужив в рядах Вооруженных Сил страны, все же пришел на предприятие РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Правда, трудится на берегу – водителем автомобиля. Младший, Кирилл, учится в Пинском колледже машиностроения.

И все же капитану «Пины» есть кому передать свой опыт. В день нашего визита на судно в капитанской рубке рядом с Андреем Прокопчуком находился молодой моторист Дмитрий Макаревич. Очевидно, что этот спокойный, уравновешенный парень, окончивший Светлогорский колледж по специальности «эксплуатация внутренних водных путей», здесь, на теплоходе, что называется, на своем месте. Он отвечает и за его швартовку, и за работу машинного отделения, и за чистоту на палубе. А еще Дмитрий неплохой кок. Чем же радует свою немногочисленную команду главный по камбузу?

-5

– Утром чаще всего – чай с бутербродами с маслом и колбасой, днем – полноценный обед с супом или борщом, вечером – курица с гречкой, плов или что-то еще, – подробно описывает меню Дмитрий и добавляет: – Кстати, кашеварю не только я, под настроение и сам капитан готовит!

Андрей Трофимович с Димой провели нас по судну, показали все его самые укромные уголки, объясняя предназначение каждого помещения, каждого узла, их «морские» названия (у морского и речного флота они единые). Поразили чистота, порядок, особая – «мореходная» – атмосфера... Когда мы сходили с теплохода, день клонился к вечеру. Приведя в порядок дела, команда собралась на ужин, после которого обитателей «Пины» ожидал крепкий здоровый сон: на свежем речном воздухе под убаюкивающее покачивание волн спится просто замечательно!

Завтра на речном флоте страны – новый трудовой день.

Сегодня миссия теплохода «Пина», в принципе, та же, что и 30 лет назад: доставлять строительные грузы (песок, щебень), топливо и так далее – по месту назначения. В последние годы «Пина» стала принимать участие в масштабных стройках – сейчас это гидроузел №2 «Переруб».

Тамара МАРКИНА.

Фото Павла ОРЛОВСКОГО