Есть такое ставшее крылатым выражение: «поскреби русского – найдёшь татарина». Происхождение его достаточно туманно. Факт, что это не народная поговорка. По поводу авторства могут называться самые разные кандидатуры, включая Пушкина. Самая разумная версия, что выражение является вольным пересказом высказывания француза А. де Кюстина, чьё известное сочинение о России принято считать эталоном русофобии XIX века.
Выражение, на мой взгляд, на самом деле оскорбительное. Не потому, разумеется, что татары какие-то плохие, или татарином быть плохо. Вместо татарина можно, в принципе, подставить любую национальность. Дело в самом предположении о необходимости кого-то скрести.
Можно провести мысленный эксперимент. Сказали бы вы армянину: «поскреби армянина – найдёшь турка» или ирландцу: «поскреби ирландца – найдёшь англичанина». Думается, что нет. Хотя ведь эти народы, как и русские с татарами, очень тесно взаимодействовали, в их истории всякое бывало и уж межнациональными браками точно никого не удивишь.
Проблема, повторюсь, не именно в татарах, а в том, что русским сейчас внушают крайне вредную идеологию с откровенно нацистским душком. С одной стороны, нам пытаются навязать мысль, что никаких русских как нации вроде и нет, ведь все давным-давно перемешались. Все мы просто россияне и всё в таком духе.
Но при этом одновременно проявляется удивительное внимание к чистоте крови, в самом что ни на есть нацистском ключе. Более того. Русская кровь при этом объявляется фактически ничего не значащей, по сравнению с тем, какое имеет она значение относительно других народов. Этот подход характерен и для официальной идеологии, и для наших «либералов».
Как это выглядит на практике? Допустим, некий русский человек или целая группа заявляет, что у русских есть определённые интересы, что они как народ заинтересованы в том-то и том-то. В ответ на это часто раздаётся нечто вроде: «да ведь никаких русских нет, о чём вы говорите». Когда на эту реплику люди пытаются отвечать в духе: « как же это нет, вот я русский, жена у меня русская, вот сосед Вася тоже русский», как раз и начинается попытка русских поскрести до этого самого татарина, ну или ещё кого-нибудь.
То есть людям говорят: «Так ведь у Васи прадедушка татарин был, он сам говорил. У тебя не было? Но ведь мог быть. Если не прадедушка, то пра-пра-пра. Не можешь же ты знать, что точно никакого татарина в роду не было? Значит, вы с Васей никакие не русские». Ну а из этого следует, хотя и не всегда приговаривается, что значит и интересов никаких у русских быть не может. Какие интересы у тех, кого самих то и нет?
Ну или берётся какой-то известный русский человек, например историк и писатель Н. М. Карамзин, и говорится, что его род имел татарское происхождение. Значит, его тоже нельзя назвать русским. При том, что у Карамзина было несколько поколений вполне известных русских предков, которые себя никакими татарами, естественно, не считали, как и сам историк.
То есть, всё как я и говорил. Получается, что, упрощённо говоря, 1/100 татарской крови это очень важно, даже если эта часть гипотетическая. А вот даже 99/100 русской крови никакой роли не играют и русским человека не делают.
Понятно, что если подходить с такими критериями чистоты крови, каким позавидовали бы и соратники Гитлера, то можно сказать, что русских никаких нет.
Но ведь в таком случае не будет не только русских, но и всех остальных. Ни тех же татар, ни армян, ни евреев, никого в общем. Но, во-первых, это откровенно противоречит реальности, данной нам в ощущениях. Мы видим, что все эти нации есть и миражом не являются.
Однако ведь ни к кому кроме русских подобные критерии и не предъявляются. Нет желающих искать русских или чувашских пра-пра дедушек у тех же татар. А если найдутся, то татары им быстро объяснят, что так делать не стоит. Среди татар все татары, а ковыряться в генеалогии на протяжении десятков поколений - не ваше собачье дело.
Вот и нам русским стоит всех, желающих нас поскрести, отправлять лесом и как можно подальше.