Найти тему
Записки грозненца

Вооруженные грабежи поездов в Чечне 1992-1994 гг.-звериный оскал режима Дудаева.

-2

За три года обособления от России режим Дудаева создал на территории Чечни аномальную, ни на что не похожую особую «свободную криминальную зону». Какую бы сферу деятельности этого режима не рассматривать-всюду имели место противоправные действия-воровство, насилие, взяточничество, контрабанда, фальшивомонетничество, незаконная торговля оружием и наркотиками, грабежи и разбои как на территории самой Чечни, так и на территории соседних субъектов Российской Федерации.Еще в декабре 1991 года Дудаев прервал в одностороннем порядке все контакты с федеральными органами власти. Именно с этого времени МВД Чечни прекратило всякую информационную связь с МВД Российской Федерации.Вместе с тем анализ поступавшей тогда в МВД РФ оперативной информации свидетельствовал о все возрастающем повсеместном нарушении в Чечне прав и свобод граждан, беспрецендентном росте преступности. Все это происходило на фоне общего ослабления властных структур в республике, развале экономики, распространения торговли оружием. Одновременно с этим развернулся процесс образования организованных преступных групп и бандформирований.Масштабы преступности в Чеченской Республике за 1992-1994 годы приняли размах, не поддающийся никакой оценке. Практически ежедневно шла стрельба из различных типов оружия, осуществлялись взрывы, террористические акты. Правоохранительные органы Чечни открыто устранялись от расследования преступлений, в том числе и тяжких, По оперативным данным МВД РФ, только в 1992-1993 годах на территории Чечни ежегодно совершалось до 600 умышленных убийств, что в 7 раз превышало показатели 1990 года.Практически все преступления совершались с особой дерзостью. Преступные группировки, вооруженные автоматическим оружием, фактически бесконтрольно совершали нападения на железнодорожный и автомобильный транспорт.На Грозненском отделении Северо-Кавказской железной дороги только за 1993 год подверглись нападению 559 поездов, с полным или частичным ограблением около 4 тыс. вагонов и контейнеров на сумму 11.5 млрд. рублей. В 1994 году было совершено более 120 вооруженных нападений, в результате которых было разграблено свыше 1100 вагонов и 500 контейнеров. Убытки составили почти 12 млрд. рублей.За три года сложилась критическая обстановка с грузопассажирскими перевозками через территорию Чеченской Республики. Силами МВД России принимались меры по установлению контактов с правоохранительными органами Чечни с целью выработки совместных действий. С 26 ноября 1992 г. по 31 марта 1993 г. осуществлялось сквозное сопровождение грузовых поездов объединенными вооруженными нарядами ВОХР Северо-Кавказской железной дороги, Северо-Кавказского УВД на транспорте и Министерством безопасности Чечни. Однако проводимые мероприятия натолкнулись на активное противодействие со стороны вооруженных группировок. При отражении 57 вооруженных нападений более 500 раз применялось оружие. Отдельные перестрелки зачастую перерастали в вооруженное противостояние. Так, 27 ноября 1992 г. на станции Кади-Юрт группа сопровождения в течении двух часов отбивала нападение 26 вооруженных преступников.На перегонах и крупных грузовых станциях из грузовых составов местным населением совершались массовые кражи. 26 января 1993 г. на станции Гудермес под прикрытием 160 местных жителей группой вооруженных преступников совершено вооруженное нападение на охраняемый состав, в ходе которого два охранника были ранены, один захвачен в качестве заложника.Нападение на поезда осуществлялось по следующей схеме. Через свои связи на железной дороге боевики заранее узнавали примерное количество и местонахождение в составе товарно-материальных ценностей. От границы Чечни состав сопровождался сотрудниками так называемого «министерства безопасности» Чечни, которым когда силой и угрозами, когда за взятку удавалось склонить машинистов к остановке в указанном им месте. Для участия в ограблениях привлекалась молодежь из с. Новосолнушино, винсовхоза им. Ленина, станицы Николаевская Наурского района и станции Червленная-Узловая Шелковского района, а также других населенных пунктов. Но им, как правило, оставляли не более одного-двух вагонов, с целью последующего распространения мнения о совершении грабежей поездов местным населением.Известны имена некоторых преступников, принимавших активное участие в ограблениях железнодорожных составов. Житель с. Чечен-Аул Васиханов по кличке Шамин вместе с жителями близлежащих сел систематически совершал грабежи пассажирских поездов и другие противоправные действия. С января по октябрь 1994 года преступная группа под руководством жителя ст. Ищерской Эдисултанова по кличке Колобок совершались хищения грузов.Рассказывает бывшая жительница Грозного, русская : «Поздней осенью 1992 г. я провожала гостившую у нас родную тётю. Билетов в кассах как всегда не было, т. к. желающих уехать из Грозного было много. Получив информацию, что можно уехать из Гудермеса, мы поехали туда. Вокзал и перрон были заполнены до отказа русскими с чемоданами, узлами, ожидающими поезд. Здесь я встретила многих своих знакомых, которые не могли уехать несколько дней. Вокруг ходили чеченские боевики с автоматами и в масках. Картина - не из приятных! По прибытия поезда начался «штурм» вагонов (не побоюсь назвать это слово). Кому повезло, те уехали. Остальные стали ждать поезда до следующего дня. Даже уехать русские не могли спокойно. С большим трудом мне удалось впихнуть и тётю в вагон. Потом я увидела, как вооружённые бандиты остановили проходящий товарный поезд, вскрыли вагоны и начали грабёж. Толпа чеченских детей и стариков грузили на тележки мешки с сахаром и мукой, какие-то коробки с продуктами, обои, обвешивались магнитофонами и другой аппаратурой и спокойно отправлялись по домам». Дело дошло до того, что в «плановом порядке» останавливались грузовые поезда на перегонах, особенно на участке Ищерская – Алпатово – Наурская, где параллельно железной дороге идет автомобильная. Типичной стала картина, когда останавливался грузовой поезд, к нему выдвигались большегрузные автомобили, большая группа гражданского населения, а сзади – вооруженные боевики. Буквально за 30 минут выгружался любой вагон с ценным грузом.
Более того, были открытые нападения на пассажирские поезда. Грабили пассажиров, истязали проводников. К концу лета 1994 года разбой на железной дороге принял особо опасный и массовый характер. В грабежах уже участвовали группы численностью до тысячи человек. В этих условиях с 6 сентября того же года решением Правительства РФ было полностью прекращено движение всех поездов через Чечню.

Движение транзитных грузовых и пассажирских поездов через территорию Чеченской Республики отсутствует до сих пор.