Сюжет двух опер - Манон Жюля Массне и Манон Леско Джакомо Пуччини основан на одном и том же романе аббата Антуана Франсуа Прево История кавалера Де Грие и Манон Леско, давно ставшим французской классикой. Во Франции он входит в школьную программу и каждому французу он также хорошо известен, примерно также, как у нас в России Евгений Онегин.
Когда Джакомо Пуччини задумал написать свой вариант оперы на популярный французский роман, опера Массне к тому времени уже 8 лет как с большим успехом шла на сценах разных театров мира - от Парижа до Нью-Йорка. Но этот факт не остановил 30летнего композитора, и его версия Манон Леско стала его триумфом- первой оперой, принесшей композитору и успех, и деньги.
Опера Жюля Массне также считается наивысшим шедевром композитора. А после Фауста и Кармен она уверенно занимает третье место среди самых известных и популярных в мире французских опер.
Любопытно, что и Массне не был первым, кто написал оперу по знаменитому роману: Первым, в 1856, оперу на этот сюжет сочинил Даниэль-Франсуа-Эспри Обер (поклонники балета лучше всего знают этого композитора по знаменитому па-де-де Обера в хореографии Гзовского и балету Марко Спада). И называлась она как у Пуччини - Манон Леско.
Так чем же еще, кроме названий и авторов отличаются две оперы?
Авторы либретто
Понимая, что создает свою версию после очень успешного спектакля Массне, Джакомо Пуччини долго и тщательно работал над либретто. Первый набросок создал Руджеро Леонкавалло - тоже композитор, самой знаменитой оперой которого стали Паяцы. Но для финальной версии Пуччини потребовались еще два года и усилия пяти литераторов - Марко Праги, Доменико Оливы, Джузеппе Джакозы, Джулио Рикорди и Луиджи Иллики. Однако, на первом нотном издании оперы было упомянуто лишь имя Пуччини, поскольку он подверг либретто многочисленным переделкам, пока оно не приобрело вид, окончательно удовлетворивший композитора. Никто из его соавторов уже не мог с полной уверенностью поставить свою фамилию под этим гибридом из нескольких вариантов текста. Позже справедливость была восстановлена.
У Массне было всего два либреттиста. Первый - Анри Мельяк, французский писатель и драматург. Две его пьесы стали знаменитыми опереттами: Веселая вдова Франца Легара и Летучая мышь Иоганна Штаруса, в оперной сфере он известен очень удачным либретто к опере Кармен Жоржа Бизе. Второй - Филипп Жиль, автор либретто к опере Лакме Лео Делиба.
Сюжет
Пуччини писавший свою оперу после Массне четко видел главное различие:
Массне воспринимает этот сюжет как француз — с пудрой и менуэтами, я же, как итальянец, — с отчаянием и страстью
И хотя в основе сюжета один и тот же роман, интерпретации, акценты и ключевые повороты действия у опер разные, и если у Массне Манон скорее жертва обстоятельств, то у Пуччини она сама виновница своего несчастья. Не даром последние слова Манон у Массне - Et c'est l'histoire de Manon Lescaut! / Вот и вся история Манон Леско, а у Пуччини - она просит прощения у де Грие и умирает со словами любви: Io t'amo tanto.
Персонажи опер
Основные три персонажа у обеих опер одинаковые: Манон, Шевалье (Кавалер - в версии Пуччини) де Грие, ее страстный возлюбленный и ее брат Леско. У Массне значительное влияние на сюжет оказывает Граф де Грие, у Пуччини он остается закулисной фигурой.
Манон любит роскошь, и бедность ее возлюбленного ее тяготит. Эта линия есть в обеих операх, хотя и решается - по разному. У Массне Манон оказывается любовницей аристократа Де Бретиньи, а старик Гийо о ней только мечтает, и доносит на Манон от обиды за проигрыш Де Грие в полицию. У Пуччини Манон сама уходит от де Грие и живет под покровительством старого аристократа Жеронта, который, впрочем ей тоже быстро наскучил, отчего любовь к де Грие в ней ожила с новой силой. Манон открыто признается Жеронту, что предпочитает де Грие из-за его молодости, после чего обиженный старый распутник из мести доносит на нее в полицию.
Леско же выведен полным негодяем у Пуччини, и скорее беспечным братом у Массне.
Время и место действия
Как и в романе Аббата Прево действие обеих опер происходит в XVIII веке, хотя в наше время режиссеры запросто меняют время действия сюжета, добавляя опере интересные новые смыслы, а вот с точки зрения места действия - у Пуччини на одну локацию больше.
У Массне Манон приговорена к ссылке в Луизиане и умирает по дороге в порт Гавра, все еще во Франции, почти потеряв в тюрьме рассудок от горя и раскаяния.
Места действия: Амьен, Париж, Гавр.
Места действия в опере Пуччини: Амьен, Париж, Гавр, Луизиана. Мы видим, как Де Грие отправляется с Манон в Америку, и вместе они оказываются в Луизиане. Манон изможденна путешествием и тяжело больна.
Стоит ли говорить, что в обеих операх смерть ее происходит в объятиях любящего де Грие.
Язык
Манон - французская опера, и персонажи у Массне в ней поют по-французски, Манон Леско - итальянская.
Продолжительность
Действие в Манон Массне разделено на 5 актов, общей продолжительностью чуть больше четырех часов,
Опера Пуччини чуть короче. Действие в Манон Леско делится на 4 действия, общей продолжительностью почти 4 часа.
Музыка
Оба произведения считаются выдающимися достижениями композиторов и совсем не даром входят в число самых исполняемых и знаменитых опер в мире. Кроме того обе оперы изобилуют знаменитыми ариями и дуэтами, часто исполняемыми оперными звездами на концертах и гала.
Манон Массне — один из лучших образцов французской лирической оперы. Музыка рельефно отражает характеры действующих лиц, их тонкие оттенки чувств и порывы сокрушительной страсти. Массне удалось создать музыку изысканной, а речитатив мелодическим. В опере много диалоговых, хоровых, песенных и танцевальных эпизодов, что делает ее музыкальную ткань разнообразной и колоритной.
Но все же невозможно не отметить самые знаменитые моменты оперы:
В конце первого акта - небольшое, но блестящее ариозо Манон Voyons, Manon, plus de chimeres / Ах, нет, Манон, гони мечтанья - добавляет красок к уже созданному композитором портрету главной героини, и мы узнаем, что монастырскому уединению она гораздо охотнее предпочла бы познание мирской жизни.
Второй акт открывается темой любви, нежнейшим дуэтом Манон и де Грие, перечитывающими письмо к его отцу, графу де Грие с просьбой о женитьбе.
Чуть позже, когда Де Грие уходит отправить то самое письмо, Манон поет грустную прощальную песенку, обращаясь к столику - Adieu, notre petite table / Прощай, мой маленький столик, который был свидетелем ее счастливых дней с де Грие. Она знает, что все кончено, и она бессильна это предотвратить Je ne suis que faiblesse… et que fragilité! Ah! malgré moi
je sens couler mes larmes devant ces rêves effacés / Как беспомощна я! Силы нет для борьбы Льются слёзы из глаз невольно. Встают картины прошлых дней, с ними сердцу расстаться больно. Сохранилась запись этой песенки в исполнении Марии Каллас:
Де Грие вскоре возвращается, он поет Манон о своих мечтах. Ария так и называется - Мечты де Грие: En fermant les yeux / Вижу я как наяву - тихое, взволнованное, проникнутое любовью описание того, как они заживут, когда поженятся.
В третьем действии Манон ведет блестящую жизнь в Париже под покровительством де Бретиньи, и очаровывает всех знаменитым гавотом Манон, прославляя радости любви и молодости: Obéissons quand leur voix appelle / Пользуйтесь жизнью, будьте послушны голосу любви всегда, всегда, всегда!
Также в третьем действии Манон, узнав что ее прежний возлюбленный после ее измены решил навсегда забыть ее и посвятить себя религиозной жизни, приходит увидеть его в семинарию Сан-Сюльпис. Под звуки торжественной мессы Magnificat, она страстно молит де Грие о прощении. Когда Де Грие видит Манон - идет знаменитейший и красивый диалог - Toi! Vous! - Oui, c'est moi, moi! / Ты!.. Вы!..Да... Я... это я! - он поначалу пытается противиться ей, но ее чары, ее мольбы - страстная ария N’est-ce plus ma main / Не моя ль рука твою пожимает? На меня взгляни!.. и память об их прошлой любви в конце концов пересиливает. Действие завершается их побегом из церкви. Стоит ли говорить, что это один из самых знаменитых фрагментов оперы.
В Манон Леско Пуччини, пожалуй, больше знаменитых арий и дуэтов, чем в любой другое опере композитора.
Это и ария де Грие Donna non vidi mai, которая звучит в первом акте оперы сразу после дуэта знакомства Манон и Де Грие. Де Грие впервые видит Манон и спрашивает об имени незнакомки. Manon Lescaut mi chiamo / Меня зовут Манон Леско - отвечает она. Именно в этом дуэте впервые появляется тема любви главных героев и именно на них концентрируется действие это акта. Право, она прелестна – поет Де Грие, оставшись один и будучи очарованным юной красавицей.
Один из важнейших эпизодов оперы – любовный дуэт героев из второго акта, Манон и де Грие встречаются после долгой разлуки (Манон бросила Де Грие, не выдержав скромной жизни с возлюбленным, и живет в Париже в роскоши, которую ей обеспечил богатый престарелый аристократ Жермонт, но все чаще вспоминает о Де Грие ). Вдруг они встречаются. Манон ошеломлена внезапно появившимся Де Грие: Tu, tu, amore?... / «Ты, ты, любимый?.. – так начинается этот дуэт.
В самый драматический момент III акта Де Грие, потерявший последнюю надежду помочь любимой остаться во Франции (попытка Леско отбить ее у гвардейцев провалилась), умоляет капитана корабля взять его с собой в Америку. Де Грие на грани отчаяния: Guardate come io piange ed imploro… / посмотрите, как я плачу и умоляю….
Последний, IV акт - это большой дуэт-диалог Манон и Де Грие. Они бредут по пустынной дороге в Луизиане. Манон медленно угасает и теряет силы. Де Грие, пытаясь ей спасти, отправляется на поиски помощи, но возвращается ни с чем. Sola… perduta… abbandonata / Снова одна я здесь в пустыне - поет Манон в своей арии, понимая, что ее ожидает.
В репертуаре OperaHD в этом сезон мы предлагаем посмотреть обе оперы:
Манон Жюля Массне в постановке Opera de Paris - последняя премьера театра перед закрытием на карантин. Режиссер Венсан Юге (ученик Патриса Шеро, кстати) перенес действие в начало XX века, прекраснейшую эпоху Ар Деко - Les Années Folles / безумные годы — эпохе культурного и социального расцвета во Франции в 20-е годы прошлого века.. Главные партии исполняет блестящий дуэт Притти Йенде и Бенджамена Бернхайма, уже знакомый зрителям Парижской оперы после премьеры Травиаты в постановке Саймона Стоуна в этом сезоне . В роли Леско - Людовик Тезье, лучший французский баритон, а роль Графа де Грие досталась Роберто Тальявини, знакомому нашим зрителям по постановке Аиды на Зальцбургском фестивале, где его можно увдеть в роли Фараона.
Показы уже идут - ближайшее расписание на нашем сайте: OperaHD.ru
Показы Манон Леско Джакомо Пуччини в постановке Royal Opera House в кинотеатрах начнутся 3 ноября и продлятся всего две недели. Да, таково решение закрытого уже почти восемь месяцев театра.
Как мы объяснили выше опера сама по себе - шедевр, а незабываемой ее делают режиссер Джонатан Кент и потрясающие исполнители в самом расцвете сил - Йонас Кауфман и Кристине Ополайс. Запись 2014 года.
Кент находит современный резонанс в истории о женщине, которую искушают и вынуждают действовать вопреки ее собственным интересам. Манон оказывается в ловушке тех, кто будет ее эксплуатировать, и единственным выходом из которой может стать смерть.
Расписание и билеты на OperaHD.ru