Найти тему
ТК «Ланской»

Футуризм Захи Хадид

Оперный театр Гуанчжоу по проекту Захи Хадид
Оперный театр Гуанчжоу по проекту Захи Хадид

Она ушла слишком рано – в 2016 году, когда ей было 65 лет. Из отпущенного ей земного срока лишь 15 последних лет прошли под знаком успеха и признания. Заха Хадид и сама говорила, что всю жизнь боролась за то, чтобы воплотить свои идеи в реальности. В финале жизни на нее посыпался дождь из наград и премий, хотя увидев ее проекты, трудно поверить, что они кому-то могут не нравиться.

Заха Хадид
Заха Хадид

Представительница деконструктивизма, заставившая пространство преображаться так, как ей хочется, родилась в, казалось бы, традиционной и патриархальной стране – Ираке. Правда ее родители были достаточно либеральными людьми: мать – художница, а отец – промышленник, политик, один из учредителей Национально-демократической партии социалистической направленности. Глубокая культура ее родины и прекрасное образование сделали свое дело – мир получил гениального архитектора, произведения которого потрясают.

Сначала Заха окончила Американский университет в Бейруте (Ливан), а потом получила архитектурное образование в Лондоне. Свою творческую карьеру Хадид начала в бюро голландского архитектора Рема Колхаса. И уже в 29 лет она основала свою собственную фирму. Не все принимали ее нестандартный дизайн. Настоящий интерес к творчеству архитектора проявился лишь через двадцать лет упорных трудов – в 1997 году, когда по ее проекту было построено здание Музея Гуггенхайма в Испании.

Музей Гуггенхайма в Испании
Музей Гуггенхайма в Испании

Деконструктивизм, которым увлеклась Заха Хадид с легкой руки своего учителя, предполагает сложные геометрические формы здания, неожиданные изломы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Хадид удалось подчинить себе кривые и ломаные линии, но при этом создавать гармоничную и совершенную архитектуру.

Агрессивной можно назвать лишь ее нелюбовь к общепринятым канонам и выверенной перспективе. В зданиях Хадид пространство растягивается и сжимается, перетекает в разные формы, поражая полной свободой архитектурного выражения. Ее архитектура по-женски эмоциональна – это не застывшая музыка, а запечатленная эмоция, передаваемая тому, кто ее видит. Причем как у любого яркого художника, круг интересов Захи Хадид был довольно широк – от инсталляций и дизайна интерьеров до создания декораций, украшений и обуви.

Признание к Хадид пришло после того, как ей стукнуло пятьдесят лет. И чем сильнее становились ее работы, тем труднее ей было пробиваться в мужском мире архитектуры. Но игра стоила свеч: как писала Марина Цветаева, "моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед". То же самое можно сказать и о проектах Захи Хадид. В 2004 году она получила престижную Притцкеровскую премию, которая может сравниться с Нобелевской в архитектуре. Впервые этой награды была удостоена женщина! К слову сказать, вручение состоялось в России, в городе, который сам по себе архитектурный шедевр – Санкт-Петербурге. Будучи студенткой, Заха очень увлекалась русским авангардом, а позже стала попечительницей комитета по созданию музея архитектора Константина Мельникова в Москве.

Дом Константина Мельникова в Москве, по его же проекту
Дом Константина Мельникова в Москве, по его же проекту

Учитель Хадид – такой же бунтарь Рем Колхас – всегда верил в нее, называя планетой на собственной орбите. Она оставила немалое творческое наследие, а некоторые ее проекты еще предстоит завершить – например, футбольный стадион в Катаре. Это футуристическое здание поражает не только своими плавными формами, но и хорошо продуманной технической оснасткой. Например, раздвижная крыша позволит увеличивать стадион в два раза.

Стадион в Катаре
Стадион в Катаре

Заха Хадид подарила новый символ азербайджанской столице Баку. По ее проекту был построен центр Гейдара Алиева – комплекс, который под своими белыми волнами вместил и аудиториум, и музей, и выставочные залы, и офисы, и концертный зал. За этот дворец Хадид получила премию "Дизайн года" от Британского музея дизайна.

Центр Гейдара Алиева в Баку
Центр Гейдара Алиева в Баку

Другое известное здание, построенное по проекту архитектора, находится в Лондоне. Под крышей Центра водных видов спорта находятся два 50-метровых бассейна, а также еще один для дайвинга. Возведение необычного здания начато в 2008 году, а завершено в 2011-м. Оно вмещает 17,5 тысячи зрителей. Именно за него Хадид и получила Притцкеровскую премию.

Центр водных видов спорта в Лондоне
Центр водных видов спорта в Лондоне

Многие ее проекты так и остались на бумаге и даже их названия будоражат фантазию: обитаемый мост над Темзой, перевернутый небоскреб в Лестере, клуб на вершине горы в Гонконге, здание оперы в Кардиффе. Возможно, когда-нибудь мир увидит эти прекрасные здания. Космическая фантазия Захи Хадид устремлена в будущее, поэтому там и оживут ее творения.

Dominion Tower в Москве
Dominion Tower в Москве

В России по проектам архитектора построены один частный особняк и московский бизнес-центр Dominion Tower на Дубровке, в котором все семь этажей сдвинуты относительно друг друга. Работая на износ всю жизнь, доказывая, что ее фантазии достойны воплощения в бетоне, она победила. И сейчас самый взыскательный критик назовет Заху Хадид известным и востребованным архитектором. Но увы, она ушла рано.

Музеи
137 тыс интересуются