Шиномонтаж - одна из самых популярных услуг в сфере обслуживания автомобилей. Услугами шиномонтажа пользуются как минимум 2 раза в год: в момент сезонной переобувки, а так же при замене резины на новую (или б/у). Многие привыкли оценивать автосервисы и шиномонтажи по внешнему виду, однако это не совсем правильно, лично я в этом убеждался много раз.
Давайте рассмотрим основные составляющие для качественного выполнения услуг шиномонтажа.
1. Надежная фиксация автомобиля профессиональными домкратами в рассчитанные для этого места.
Думаю многие видели, как некоторые шиномонтажи поднимают одним домкратом одну сторону, а другую по диагонали другим, иногда машины падают... Происходит масса случаев когда при шиномонтаже заминают пороги или повреждают днище кузова.
2. Очистка или мойка шин и дисков перед балансировкой.
Далеко не все шиномонтажники тщательно очищают внутренние поверхности дисков от крупных частиц битума, грязи, остатков клея грузов. Некоторые вообще начинают процесс балансировки, не снимая старые грузы. Шины, аналогично, нужно очистить от крупных камней и др загрязнений.
3. Аккуратность во время разбортировки и бортировки шин.
Частая ситуация, когда диск кладут на станок, зажимают и прикладываются монтажкой, отделяя шины от диска. Благо, большинство дисков зажимаются тыльной стороной (но бывают диски обратной сборки, когда на станок их кладут лицевой стороной). В любом случае, для защиты обода желательно использовать защитные пластиковые накладки.
Перед сборкой важно очистить поверхность дисков (особенно если есть следы окисления), почистить борта покрышек, если они не новые.
4. Внимание к деталям.
Далеко не всегда работники шиномонтажа осматривают ниппели на предмет трещин. Поверхностные трещины со временем увеличиваются и могут привести к резкой потере давления в покрышке, лично у меня такое было. Отмечу, что заводские ниппели могут служить и 10 лет, а те которые устанавливают в большинстве шиномонтажей не более 3х, поэтому осмотр обязателен. Еще необходимо производить проверку ниппеля на герметичность.
Ну и конечно, нормальные шиномонтажники правильно устанавливают направленную резину в правильном направлении (по стрелке "rotation" на шине), а резину с ассиметричным рисунком, соблюдая правильность установки внутренней и внешней стороны (надписи "inside" и "outside" на шине).
5. Процесс Балансировки.
Перед балансировкой нужно ввести правильные параметры диска: диаметр, ширину, вылет. При балансировке, если показывает слишком большой дисбаланс, попробовать разбортировать колесо и сдвинуть покрышку относительно диска на 90 градусов. Самоклеящиеся грузы должны быть закреплены аккуратно и крепко, а места установки обезжирены.
6. Тщательная очитка ступицы и прилегающей поверхности диска перед установкой. Оценка состояния колес перед установкой по осям.
Пройтись щеткой по металлу по ступице и диску займет 30 секунд, в идеале обработать ступицу медным спреем. Перед установкой колес, сотрудники шиномонтажа должны оценить степень равномерности износа шин и принять решение какие колеса установить на переднюю ось, а какие пойдут на заднюю.
7. Затяжка колесных гаек или болтов должна производиться при помощи динамометрического ключа или, как минимум, от руки с небольшим плечом.
Шиномонтажи ценят свое время и силы, поэтому многие оборудованы гайковертами... Гайковерты- это прекрасная вещь, только в наших реалиях они тянут, превышая необходимый момент. При использовании гайковерта необходимо в ручную наживить болт или гайку и сделать это на несколько витков резьбы, а не на пол оборота наживить и далее работать гайковертом в отсечку! Секретку, если она есть, устанавливают последней. Момент затяжки большинства современных автомобилей находится в диапазоне от 100 до 130 Нм. Превышая расчетный момент можно испортить резбу на гайках/болтах/шпильках/ступице и просто попасть в неприятную ситуацию на дороге, когда не получится открутить перетянутое колесо.
8. Сервис.
Думаю всем приятно, когда сотрудники шиномонтажа аккуратно помогут убрать шины в автомобиль, упаковав их в пакеты. Дополнительным плюсом является рекомендации от опытных работников по эксплуатации резины, осмотр степени износа тормозных дисков и колодок или других моментов, которые могут броситься в глаза работнику шиномонтажа (например, поврежденный пыльник рулевой тяги).
Отдельно можно сказать про состояние оборудования для шиномонтажа, но степень его износа и откалиброванность очень трудно оценить. Многие предпочитают производить шиномонтаж в автосервисах, совмещая с какими-либо работами, что вполне рационально.
Лично я не езжу в раскрученный сетевой шиномонтаж, с красивыми вывесками и брендом. Я пользуюсь услугами шиномонтажа, где люди думают головой и работают прямыми руками без лишней спешки и не путают посадочный диаметр с радиусом))