Образование не для всех
Мне сложно с ходу припомнить хотя бы ещё одну страну, в которой образование было бы настолько важно, как в Корее. Неудивительно, что в этой стране придумали хангыль.
Хангыль - это азбука, а не иероглифы! Мне часто попадались высказывания, что, дескать, корейские иероглифы красивы и не похожи ни на что другое. Так вот, иероглифы - это не корейское письмо. Они, что весьма логично, взяты из Китая. А хангыль - это азбука, придуманная Седжонгом Великим. И я бы не сказала, что она ни на что совсем не похожа. Если вы поищете в гугле квадратное монгольское письмо эпохи Юань, то увидите схожесть. Но факта великого изобретения это не отменяет. А теперь, после незапланированной краткой лекции по корейскому алфавиту, перехожу к университету.
На самом деле прототипы Сонгюнгвана были ещё в Когурё, да и в Силле они тоже были. О Пекче я не знаю, но, мне кажется, что без образования там тоже вряд ли обошлось. Затем эта традиция плавно перетекла в Корё. А после расцвела в Чосон. Названия Сонгюнгван носил разные. Но практически всю эпоху Чосон оставался тем, чем мы его и знаем. В Чосон было даже два Сонгюнгвана. Второй появился после переворота Ли Сонге, который сделал Ханьян столицей. И, насколько я помню сюжет дорамы (той самой, которая вынесена в заголовок), то действие происходит как раз в Ханьяне.
История в дораме весьма любопытная. Про политический скандал, из-за которого университет чуть не распустили окончательно. Потому что в реальной истории точно был один или два значительных случая, связанных с попыткой студентов повлиять на короля.
И да, к сожалению, учиться в Сонгюнгване могли только дети янбань (чосонских дворян). И мне пока ещё не попадалось случая, чтобы туда проникали не янбанята (да, слово только что выдумано мной, подразумевающее детей янбаней). Но, учитывая, что, как в своё время, хвараны, ученики Сонкюнгвана стремились просочиться в чиновничьи ряды, это неудивительно.
Так что же там было?
А было не так уж много. Или много, если сравнивать по тем временам. Для начала туда нужно было просто хотя бы попасть. По общему правилу для учёбы приходилось сдавать два этапа экзамена. Что-то очень мудрёное, с конфуцианским подтекстом. Читаешь стих, трактуешь его. Потом снова работаешь с текстом. В общем, много философии, много поэзии и много родного языка. Зато ты мог приехать с другого конца страны. И устроиться за счёт государства. Оно тебе давало еду, место для житья, библиотеку и школьные материалы. Ты, знай, только учись. Сдавай выпускные экзамены. И иди, потом, работай. Тебя, в теории, должны были бы принять с распростёртыми объятьями.
Ну, это если тебе повезло туда попасть, разумеется.
Число студентов, которых мог принять Сонгюнгван было строго ограничено (кстати, бывали те, кого туда рекомендовали, а бывали и те, кто попадал за заслуги своих родителей). Только вот количество их менялось каждый раз, в зависимости от экономической и политической обстановки. Бывало, всего 75 человек принимали. А бывало, что и целых 200. Потом, правда, понастроили своих, местечковых университетов, и тогда поток желающих тащиться в такую даль несколько поумерился.
Легко ли было учиться в университете? Мне попалась любопытная статья от корейца, который утверждал, что учиться там можно до посинения конца жизни… Дело в том, что там была весьма хитрая система. Но, прежде чем добраться до неё, придётся таки рассказать о том, как приблизительно был составлен учебный день. Судя по этой статье, учеников весь школьный день преследовал барабан. Один удар - ты поднимаешься, даже если кутил в прошлый вечер (что, кстати, правилами Сонгюнгвана было запрещено, но мало кем соблюдалось). Два удара барабана - успел ты там все свои дела сделать или нет, а тебя уже гонят на утренние занятия. С тремя ударами идёшь в столовую. И вот там ты должен перед входом оставить особую метку. Дескать, ты приходил. После чего у студентов начинался свободный час. Потом снова два удара барабана. Снова учёба. Снова три удара, и снова университетский ресторан с меткой о посещаемости.
Я не знаю, почему именно так. Всегда же можно схитрить, на учёбу не ходить, а пришёл- поел. И получил свою вожделенную метку. Впрочем, экзамены никто и не отменял.
Так вот, две таких метки в один день составляли один балл. И чтобы закончить обучение, таких вот баллов нужно было набрать триста (видимо, с посещением столовой происходили какие-то казусы, и это было не столь легко, как кажется на первый взгляд. Ну, и как вариант, я таки чего-то не понимаю). Может быть, именно эти несчастные триста баллов давали возможность сдавать экзамен?
Помимо того, что в школе были лекционные обучения и делали домашние задания, ученикам ещё приходилось беседовать с учителем один на один. Сдавать ему этакие своеобразные отчёты. Сдал - хорошо, молодец. Учи новое. Не сдал – очень плохо, иди учи повторно. Вот так можно было до бесконечности и пересдавать (если уж совсем приспичит).
Но и это ещё не всё. Учёба - хорошо, а дисциплину никто не отменял. Ученикам Сонгюнгвана многое запрещалось. Запрещалось льстить, прогуливать занятие, ругать власть, кутить, одеваться роскошно, и ещё длинный список тому подобных вещей. Иногда можно спросить, а что там разрешалось кроме учёбы? Ведь крамольные книжки тоже запрещалось читать. Поди, разберись, что там крамольное, а что нет. Если только им там список лично король в руки не выдавал.
К слову о короле. Король, бывало, наведывался в Сонгюнгван, посмотреть, как там поживают его подопечные. Заодно и выступить с официальной речью. Студенты могли нанести ответный визит вежливости с общей кляузой на то или иное событие. Впрочем, далеко не всегда это заканчивалось хорошо. Только это уже история совсем для другой статьи.
И да, Сонгюнгваны дожили и до наших дней. Насколько я понимаю, они до сих пор являются заведениями строго гуманитарной направленности, всё настолько же полны конфуцианства и изящной словесности. Невзирая на то. что заведения пытались оживить экономическим отделением…