Найти тему
Die Geschichte mit Michel Ivanov

История Рязанского края: Исчезнувший Богоявленский монастырь в Борках.

Богоявленский монастырь находился в селе Борках, которые находились в 4,2 км от Переславля-Рязани. На сегодняшний день Борковский микрорайон одна из многочисленных рязанских окраин. Сам же монастырь находился за рекой Трубеж. Точная дата основания монастыря не известна. Впервые монастырь упомянут в письменных источниках XV века, во время правления рязанского князя Ивана Фёдоровича.

Упоминание монастыря встречается в судной грамоте. Во время своего первого упоминания монастырь находился на территории, которой владел боярин Фёдор Григорьев. С 1403 по 1456 года должность игумена монастыря занимал Ион.

Судная грамота — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в бо́льшей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник русского права XV века.

Второе упоминание о монастыре относится к 1551 году. В сотной грамоте монастырь упомянут, как "царевым и великого князя Иоанна Васильевича". Также в этой грамоте упоминается и находившиеся в нем каменная церковь Богоявленная Господня. Рядом с монастырём жили бортники. На острове Судерово, находящийся между Трубежом и Окой была бортская ухожня.

В 1569 году пчёловой промысел, пришёл в упадок из-за катастрофической для России Ливонской войны.

Бортники — старинное название людей, занимавшиеся пчеловодством (см. Бортевое пчеловодство).

Ухожье – это участок леса с бортными деревьями. Особенность бортного промысла требовала достаточно больших размеров владений, входивших в состав бортного ухожая. Поэтому они занимали значительные площади и отделялись друг от друга особыми условными знаками – гранями. Их наносили на межевые деревья, выделявшиеся среди других деревьев. Бортные ухожья располагались, как правило, в малоосвоенных территориях русского государства и принадлежали государю, частным лицам или церкви. В состав бортных ухожий входили бобровые гоны, рыбные ловли и охотничьи угодья на дикого зверя.

Бортневая пасека в Абхазии по дороге на Рицу. Примерно так могла выглядеть монастырская пасека в Борках.
Бортневая пасека в Абхазии по дороге на Рицу. Примерно так могла выглядеть монастырская пасека в Борках.

В 1576 году Булгак Кородымов приписал Богоявленскому Монастырю вотчину Андреевскую. Под контроль монастыря перешло всё, что находилось на территории вотчины.

Катастрофой для монастыря стал 1619 год, после того, как черкасы (казаки атамана Сагайдачного из Запорожья) убили всех монастырских пасечников.

После этого события и как долго восстанавливался монастырь не известно и следующее упоминание о монастыре относится к 1643 году когда Богоявленский Монастырь посетил Рязанский Архиепископ Мовсей. Вскоре после визита Рязанского Архиепископа Богоявленский Монастырь был передан в управление Ново-Иерусалимскому монастырю, который находился под личным управлением Патриарха. Под управлением Ново-Иерусалимского монастыря Богоявленский Монастырь находился вплоть до 1684 года. Такая быстрая передача монастыря после визита архиепископа косвенно подтверждает, что к этому времени монастырь всё ещё не восстановился полноценно.

После того как монастырь вышел из под управления Ново-Иерусалимского монастырь просуществовал примерно до 1722-1725 годов. После введения духовных штатов, практически сразу же монастырь был упразднён. По одной из легенд, которая дошла до наших дней, в церкви хранился костыль, который передавался из поколение в поколение.

Духовные штаты - установления правительства Российской империи, определявшие количество и содержание епархий, монастырей и духовенства Русской Православной Церкви в Синодальный период. Были введены в 1722 году. Появление духовных штатов, стремившихся регламентировать состав и содержание служителей и учреждений Русской Православной Церкви, было следствием общих преобразований в России начатых императором Петром I, и, в частности, поворота в государственной политике по отношению к Церкви.

На сегодняшний день на месте бывшего монастыря находится приходская церковь, построенная в 1673 году.

-2

Сохранившиеся данные о иегуменах.

О иегуменнах монастыря информации сохранилось крайне мало. Известно о Ионе, который был иегуменом с 1403 года по 1456 год.

Совсем немного информации известно о другом игумене Иригархе. Известно что, Иригарх был пострижен в Богоявленском монастыре. В 1689 году он был переведён митрополитом Авраамом в Муромский Борисоглебский собор.

Также по синодикам известно, что в разное иегуменами монастыря были: Моисей, Досифей, Савватий, Тихон, Пимий, Варлаам, Иосиф, Анатолий, Пикифор.

Список литературы:

1. Выпуск Рязанских губернских новостей от 13 июня 1855 года;

2. Мизис Ю.А.: Бортные ухожья как форма заселения и освоения южно-русского пограничья в XVI–XVII вв.[Электронный ресурс]/ Мизис Ю.А.//Московское государство.-2013-URL: http://moscowstate.ru/bortnye-uhozhya-kak-forma-zaseleniya-i-osvoeniya-yuzhno-russkogo-pogranichya-v-xvi-xvii-vv/