Когда речь заходит об итальянском кинематографе, мы как-то привыкли к именам Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Клаудиа Кардинале, Джульетта Мазина, Орнелла Мути, Моника Витти, Анна Маньяни и многим другим. А между тем, была в истории итальянского кинематографа – дива, которая одна из первых стала актрисой, бросившей вызов голливудским звездам.
Сильвана Мангано!
Мангано, конечно, схватила птицу-счастье за хвост. Родившись в семействе кондуктора и эмигрантки-англичанки в 1930 году, она росла, когда на дворе бушевала Вторая мировая война. У девушки с хорошей внешностью выбор небольшой: либо танцовщица, либо фотомодель. Со всеми вытекающими из этих не обремененных моральной безответственностью, особливо в то время, отношениями. Если не повезет, то девушка становилась содержанкой, потом – панель. Если повезет, то удачная партия.
Сильване сказочно повезло. Засветившись в 1946 году вместе с Джиной Лоллобриджидой на конкурсе красоты, она попала в поле зрения неаполитанского продюсера Дино де Лаурентиса. Мангано, не будь дурой, выходит замуж за Лаурентиса и сразу получает главную роль в фильме «Горький рис» молодого начинающего режиссера Джузеппе Де Сантиса.
С «Горького риса» в итальянском кинематографе началась блистательная полоса, которую критики позже обозначат как «неореализм».
Неореализм всколыхнет мировое кино, целая плеяда блестящих режиссеров: Сантис, Феллини, Пазолини, Де Сика, Висконти, Антониони, и это еще далеко неполный список. Актеры и актрисы, которые и по сей день являются не превзойденным эталоном обаяния и красоты.
Но даже Софи Лорен появится только через два года после успеха «Горького риса» в небольшом эпизоде, в фильме «Анна», в котором блистает жена продюсера и актриса с незабываемой внешностью – Сильвана Мангано!
Можно сколько угодно иронизировать на эту тему: жена продюсера. Но фортуна распорядилась именно так. Сколько продюсерских жен, пробившись на большой экран, как были, так и остались ничем.
Да, и Сильвана в свои 18 лет, и это видно по фильму, не владела уроками актерского мастерства. В самой жизнерадостной сцене этой картины, когда она и Витторио Гассман танцуют буги-буги, ощущается зажатость и стеснительность Сильваны. Софи Лорен со своими знаменитым хитом «Ты хочешь стать американцем» (tu vo fa l'americano) покажет, но позже, какой можно быть раскованной, бесстыжей и прекрасной.
Но внешность Сильваны является и по сей день неким символом надежды на лучшую жизнь. Ее внешность как бы лучезарна!
Итак. «Горький рис». В некоторых справочниках его ошибочно переводят, как «Горькая усмешка». Во всем виноваты итальянские омонимы. Riso: смех и рис.
Это всего лишь вторая игровая картина 32-летнего сцанариста и режиссёра Джузеппе Де Сантиса.
Фильм еще не расстался со штампами коммерческого, в большей степени американского кино с его крупными планами, с лицами, искаженными страшной гримасой.
Что и не удивительно. Де Лаурентис прежде всего продюсер, заигрывающий с самыми богатыми рынками проката.
Чуть позже Де Лаурентис волей судеб станет продюсером фильма Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев в России».
Он согласился продюсировать его за долги. Прокат его не интерсует. И поэтому в этом фильме нет ни одной по итальянским меркам звезды. По Лаурентису коммерческий успех фильму могли бы обеспечить участие таких актеров, как Альберто Сорди и Витторио Гассман.
Витторио Гассман играет в «Горьком рисе» классического негодяя!
Сюжет фильма прост, как правда. В нем две параллельные лини: двое грабителей, он и она, скрываются в толпе девушек, которые едут на сезонную работу по уборке риса. Вторая собственно каторжная работа на рисовой плантации.
Огромное, бескрайнее, как жизнь, рисовое поле. Девушки по колено в воде. Не у всех из них контракт. Но есть все хотят. В стране безработица и голод. Девушки работают в нечеловеческих условиях, живут на соломе в бараке.
Но такая жизнь не по Сильване…В фильме Сильвана играет по сути саму себя. Она хочет вырваться из этой грязи и нищеты. Герой Гассмана – Вальтер - замышляет аферу с кражей риса и заодно флиртует с королевой рисового поля. Сильвану манит ожерелье, которое украл Вальтер.
Сильвана крутит с Вальтером любовь, думает о том, что ожерелье принесет ей счастье. Но любовь вещь недолговечная, ожерелье оказывается фальшивым. Вальтер, обманув девушку, гибнет от руки Сильваны, а она сама бросается вниз с вышки, на которой горят праздничные огоньки.
В финале картины девушки, с которыми работала Сильвана, осыпают ее, словно новобрачную, обвенчавшуюся со смертью, рисом.
Рис из скромных котомок, в которых не больше 30-и килограммов, последнее пристанище Сильваны.
Горький рис.
Сейчас итальянцы, несмотря на кризис, живут гораздо в более комфортных условиях. Грязь и нищета в прошлом. Но вот – парадокс.
За последние лет десять не появилось ни одного фильма, который хотя бы отдаленно напоминал в чем-то по сегодняшним меркам наивные, но до боли трепетные и проникновенные кадры «Горького риса».
Для кого-то горькая усмешка судьбы. А для кого-то: красота (женская красота!) спасет мир!