Максим Спиридонов — серийный технологический предприниматель, основатель и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» (в группу входят бренды Фоксфорд, Edmarket, Нетология, Wordika).
Сегодня говорим о digital-трансформации компании, о трендах и технологиях, как они позволяют компаниям наращивать прибыль.
Кирилл Фомичев: Что такое «Нетология-групп» сегодня? Куда идёте, какие цели и задачи ставите?
Максим Спиридонов: «Нетология-групп» — это холдинг, родившийся эволюционно из стартапа в 2011 году. Начиналось всё далеко от образовательного холдинга — с оффлайн-семинаров. Постепенно в процессе трансформации, объединения с коллегами и единомышленниками мы пришли к тому, что имеем сейчас: 15 онлайн-школ, выручка 1 млрд. плюс. И надеемся, что нам удастся удвоится в этом году. Входим в «Топ-20 самых дорогих компаний Рунета», «35 крупнейших EdTech-компаний России» и «Топ-20 компаний, создающих новую российскую экономику». «Нетология-групп» — это экспериментальная лаборатория, стартап, стартовая площадка для чего-то большего. Опуская подробности, за 9 лет жизни пришли к тому, что видим себя источником решения проблем для клиента в разных формах образовательных потребностей.
Миссия «Нетология-групп» сейчас: «Мы — это образовательный партнёр человека в меняющемся мире».
Кирилл Фомичев: Почему именно вы смогли вырасти? Засчёт чего обеспечили себе позиции на рынке, которые есть сейчас? Помимо того, что вы зашли одни из первых.
Максим Спиридонов: Мы не одни выросли. Выросли те, кто, действительно, зашёл относительно рано. Это всегда очень важно: поймать тренд, растущий рынок. С одной стороны — риск, с другой стороны — возможность.
И выросли те, кто был искренне увлечен темой. Стартап — это всегда кровь, пот и слёзы. Способ всё пройти и не убиться, на мой взгляд — искренне, с интересом, а лучше с любовью относиться к тому делу, которым занимаешься. Тогда тебе проще после удара, рисков кассовых разрывов, потерь ключевых сотрудников вставать и идти дальше.
В двух словах, почему мы выросли: правильный вход на рынок, верный тайминг, увлеченность делом, готовность к экспериментам, слабоумие и отвага.
Кирилл Фомичев: Какие изменения в обучении нас ждут в перспективе 5-10 лет?
Максим Спиридонов: Если взять обучение детей, всё постепенно сведётся к математике, родном языку, иностранному языку, и активному полю soft skills (пониманию себя и собственного тела, умению с этим работать, эмпатии, умению взаимодействовать, коммуницировать, работать в команде, лидерству). Это станет ключевыми дисциплинами только лишь через 15-20 лет, «война» будет долгой и мучительной.
Всё обучение скорее будет более интерактивным, с активным включением learning by doing. Всё будет идти к максимально практикоориентированному обучению и очень короткой итерации (от 1-1,5 часов до 5-7 минут), но в постоянном режиме.
Кирилл Фомичев: Останется ли в принципе оффлайн-обучение?
Максим Спиридонов: Конечно, да. Во всяком случае, в обозримом будущем. Формат оффлайна будет очень распространён: он дает высокий уровень сопричастности. Пока инструмент виртуальной реальности не станет достаточно дешевым в разработке и не будет создана инфраструктура пользовательских гаджетов, оффлайн будет в большом объёме присутствовать в наших жизнях.
И хотя онлайн-обучение сегодня несовершенно и невероятно неудобно, оно решило несколько проблем:
- сняло географические границы, что в некоторых случаях эффективно и важно;
- начало вводить метрики, которые позволяют увидеть реальные результаты одного студента, образовательной группы.
Кирилл Фомичев: Образование должно быть платным или бесплатным? Мы говорим о тех, кто хочет нарастить свою ценность на рынке как потенциальный сотрудник.
Максим Спиридонов: Образование может быть бесплатным, всё зависит от конкретного случая. Но это и не образование, а скорее просвещение. Отличие в той же самой практикоориентированности. Просвещение бесплатно, как правило. Мы в очень многих нишах образовательной сферы буквально за 5-10 лет перешли из одной крайности в другую: от «нет информации, нет возможности получить знания, сложно найти что-нибудь» до «настолько много, настолько разное». В этом случае люди опускают руки в попытке построить самостоятельно просветительскую траекторию и обращаются к платным образовательным услугам.
Двумя словами: образование может быть любым, главное, чтобы это было целесообразно.
Кирилл Фомичев: Есть ли сейчас возможности у новичков в сегменте образования? Насколько рынок растет и позволяет ли появиться новым игрокам?
Максим Спиридонов: Возможно, тайминг сейчас не лучший для входа. Идеальным был момент, когда заходили наши последователи, лет 5 назад. Состоятельность ниши на тот момент была уже подтверждена, а крупных игроков было немного, таким образом можно было быстро двигаться. Но при этом, сейчас только начало.
Кирилл Фомичев: Чему сам обучался за последний год? Что, по твоему мнению, сейчас интересно для обучения?
Максим Спиридонов: Это индивидуальная история для каждого человека, исходя из того, что он хочет сделать.
Что касается меня: в первую очередь я — управленец, предприниматель. Я постоянно «повышаю квалификацию»: читаю книги, смотрю курсы, общаюсь с людьми в рамках базовых дисциплин (стратегия, лидерство, коммуникация, маркетинг и технологии/инновации). Управленцу важно чётче выстраивать картину будущего, максимально внятно понимать, что происходит в ландшафте настоящего и как это настоящее будет трансформироваться в будущее.
Из последнего, интересного, что можно порекомендовать: тема Китая, в частности книга «Alibaba и умный бизнес будущего», где описано, как выстраивались экосистемы вокруг соц.сетей, электронной коммерции, платежей.
Кирилл Фомичев: Перейдём к блоку про менеджерские качества. Как ты управляешь такой большой «машиной»?
Максим Спиридонов: Если ты грамотно построил систему управления, тогда ты управляешь подразделением из 5-7 человек, а они уже руководят своими отделами. Так и у меня: в прямом подчинении 7 человек, дальше, конечно, есть ещё менеджерские ступени, с которыми я соприкасаюсь. Задача руководителя: правильно собрать эту первую линейку, загрузив им верные подходы, принципы, цели, и убедиться в том, что они правильно транслируют это ниже. Компания по мере роста меняется и требует нового меня.
Кирилл Фомичев: Ты не забираешь дивиденды компании, с чем связана такая предпринимательская позиция?
Максим Спиридонов: Сейчас просто не время. Когда сильно растут рынок и компания, нужно реинвестировать в рост, т.к. в итоге ты получишь больше. Это разумный расчёт и искренняя увелчённость развитием компании и её продуктов.
Кирилл Фомичев: Как случилась сделка с «Севергрупп» и что на базе этого партнёрства вы планируете построить?
Максим Спиридонов: Планируем построить образовательного мега-игрока. Перебрав несколько возможных интересантов, в том числе Яндекс и Mail, когда мы в крайний раз искали инвестиционные деньги, пришли к выводу, что предложение «Севергрупп» звучит интереснее для нас.
«Севергрупп» в своей концепции хотели построить холдинговую конструкцию из проектов, занимающихся развитием человека: HR-tech, фриланс, образование. Мы просто продолжили своё движение туда, куда и планировали, сменив акционеров.
Кирилл Фомичев: Какие технологии сейчас меняют бизнес-ландшафты, как компании должны подстраиваться под эти изменения?
Максим Спиридонов: Сегодня ещё есть возможность (80%) получить неконкурентное преимущество путём digital-трансформации. Вопрос: как поставить компанию на эти «цифровые рельсы»:
- оцифровка процессов (документооборота, постановки задач, коммуникации). Помогает быть быстрее, чётче, понятнее;
- аналитическая инфраструктура. Правильно собирая и анализируя данные, ты делаешь шаг вперед относительно конкурентов;
- настройка кибербезопасности, особенно направлений, чувствительных к потере коммерческой тайны.
Кирилл Фомичев: Большинство компаний и предпринимателей сегодня пытаются увеличить финансовые показатели засчёт увеличения бюджета на маркетинг или выстраивания отдела продаж. Но мало кто делает акцент на человеческом капитале. Насколько ты видишь потенциал финансового роста компании в человеке?
Максим Спиридонов: Мне нравится мысль о том, что мы переходим из капитализма в талантизм и чуть ли не главным ресурсом становятся люди. Люди с правильными soft skills обладают такими ключевыми качествами:
- ум, системность, последовательность, умение видеть неочевидные взаимосвязи;
- энергия. Способность быстро бежать, заряжать этой энергией вокруг;
- отношение. Неравнодушное отношение к тому, чем они занимаются.
Кирилл Фомичев: Сейчас большое количество образовательных платформ в B2B сегменте. В России много производственных площадок, которые могли бы обучать своих специалистов, используя современные системы (например, 3D-визуализацию).
Максим Спиридонов: B2B — один из самых перспективных рынков и ниш в образовании сегодня. Пока он освоен меньше, чем многие другие, потому что стартапы, как правило, идут в B2C сегмент, он им понятнее.
Если вы имеете экспертизу, желание и интерес развиваться в этой теме — это одна из наиболее перспективных идей.