Найти тему

Как погиб В.И. Данилович

Оглавление

«…И все же у многих из нас, даже у тех, кто ничего не знал о Даниловиче, были в жизни те несколько минут, когда мы неравнодушно прикоснулись к его судьбе. Вы же смотрели фильм «Белорусский вокзал»? Начинается он со сцен, снятых 29 мая 1970 года в Москве на Введенском кладбище. По сценарию герои картины провожают в последний путь фронтового товарища. Так вот, когда съёмочная группа прибыла на Введенское, там как раз проходили похороны Даниловича. Лётчики, конструкторы, испытатели, генералы гражданские и военные не скрывали слёз. Кинорежиссер Андрей Смирнов, актёры Леонов и Папанов слышали, что говорят люди о погибшем испытателе. И они были так взволнованы, что решили переименовать героя своего фильма в Валентина. Этот персонаж остаётся за кадром, но именно о нём в картине его боевые товарищи говорят как о своём нравственном ориентире — честном, мужественном, настоящем…
Тогда, во время похорон, оператор фильма включил камеру… В
«Белорусском вокзале» мы видим могилу Валентина, видим его сослуживцев, маму и отца…

Кадр из фильма «Белорусский вокзал». Могила Даниловича В.И.
Кадр из фильма «Белорусский вокзал». Могила Даниловича В.И.
Кадр из фильма «Белорусский вокзал».
Кадр из фильма «Белорусский вокзал».
Кадр из фильма «Белорусский вокзал». Возможно, мать и брат Даниловича В.И.?
Кадр из фильма «Белорусский вокзал». Возможно, мать и брат Даниловича В.И.?
Герои картины размышляют о конфликте поколения фронтовиков и тех, кто идет ему на смену. Наверное, это произведение киноискусства стало глубже и светлее оттого, что песня «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») прозвучала в нем не только в память о фронтовиках, но и в честь еще очень молодого человека. Он тоже был из того же героического батальона…

Парень из Белоруссии был замечен С.П. Королёвым. И однажды, как вспоминали друзья инженера, генеральный сказал: «Ну что ж, Данилович, я обещаю — ты первым ступишь на Луну». (Об этом читайте у Сергея Пятковского).

Как погиб такой замечательный человек?

В 1968 г. около города Феодосия проходили приёмо-сдаточные испытания нового, уникального катапультного кресла для военных самолётов разных типов. Его создавали много лет в институте-заводе №918 (Теперь это НПП "Звезда").

Ведущим испытателем парашютистом-катапультщиком был Владимир Никитович Матвеев, его дублёром — Валентин Иванович Данилович.

Позднее Матвеев рассказывал мне, что в ходе серии испытательных приводнений обнаружил недостатки в устройстве надувного воротника, обеспечивающего непотопляемость лётчика после катапультирования и приводнения: при большом волнении и ветре, по его мнению, волны могли захлёстывать лицо приводнившегося. Из-за срочности гос. испытаний члены комиссии (изготовители воротника) не соглашались с тем, что надо доработать (существенно изменить) воротник. Это сорвало бы сроки сдачи заказчикам (Министерству Обороны СССР) катапультного кресла и нанесло бы ущерб престижу и премиальному фонду всех предприятий участвующих в создании катапультного кресла.

Володя Матвеев требовал доработки воротника, он был горячий парень, и, по его словам, из-за этого был отстранён от испытаний. В них продолжал участвовать Валентин Данилович — выдержанный, немногословный.

Юрий Гагарин с большим уважением относился к Валентину Даниловичу. Источник фото https://minsknews.by/imena-legendy-parashyutist-ispytatel-valentin-danilovich/
Юрий Гагарин с большим уважением относился к Валентину Даниловичу. Источник фото https://minsknews.by/imena-legendy-parashyutist-ispytatel-valentin-danilovich/

Во время очередного испытательного катапультирования произошла трагедия. «Данилович, — вспоминает Гай Ильич Северин, Генеральный конструктор НПП "Звезда”, в котором было создано катапультное кресло, — погиб по вине военных, но, как бывает в подобных случаях, они попытались переложить ответственность на других, в частности на меня. Испытания шли под Феодосией. Приземлиться он должен был на сушу, но из-за ошибки штурмана сел в заливе. Я с вертолёта видел, как он приводнился. Катер не мог подойти быстро из-за мелководья. Данилович запутался в стропах и захлебнулся» .

А ведь система аварийного приводнения должна обеспечивать безопасность лётчика в любых условиях.

Валентин Иванович Данилович (15.02.1936 – 20.05.1970). Мастер парашютного спорта СССР; инженер-конструктор п/я № 3910 (Научно–исследовательский институт парашютостроения);Испытатель парашютной и космической техники Лётно-исследовательского института, затем Государственного Краснознамённого научно-исследовательского института ВВС имени В.П. Чкалова; фотохудожник; старший инженер-лейтенант ВВС. Источник фото  http://sm.evg-rumjantsev.ru/img/danilovich.jpg
Валентин Иванович Данилович (15.02.1936 – 20.05.1970). Мастер парашютного спорта СССР; инженер-конструктор п/я № 3910 (Научно–исследовательский институт парашютостроения);Испытатель парашютной и космической техники Лётно-исследовательского института, затем Государственного Краснознамённого научно-исследовательского института ВВС имени В.П. Чкалова; фотохудожник; старший инженер-лейтенант ВВС. Источник фото http://sm.evg-rumjantsev.ru/img/danilovich.jpg

По мнению Матвеева, гибель Даниловича случилась из-за того, что эта система была несовершенна. Однако, Валентина «сделали» основным виновником произошедшего (жена и ребёнок не получили надлежащей пенсии?).

Елена Данилович с дочкой Аэлитой. Аэродром Киржач Источник фото https://minsknews.by/imena-legendy-parashyutist-ispytatel-valentin-danilovich/
Елена Данилович с дочкой Аэлитой. Аэродром Киржач Источник фото https://minsknews.by/imena-legendy-parashyutist-ispytatel-valentin-danilovich/
Северин вспоминал, что все парашютисты-испытатели отказались от участия в дальнейших испытаниях новейшего катапультного кресла — боялись, не верили в надёжность системы спасения. И только Олега Хомутова удалось уговорить завершить испытания. После дополнительных катапультирований Олег «подтвердил, что к креслу нет никаких претензий» .
Ему было присвоено звание Героя Советского Союза — наивысшая награда в то время в СССР.

Герой Советского Союза Олег Константинович Хомутов. Источник фото https://pbs.twimg.com/media/EHtIN0CWsAAs28X.jpg
Герой Советского Союза Олег Константинович Хомутов. Источник фото https://pbs.twimg.com/media/EHtIN0CWsAAs28X.jpg
Олег Константинович Хомутов (25 октября 1934, Усолье — 23 ноября 1997, Москва) — парашютист-испытатель, Герой Советского Союза (1971), лейтенант. В 1962—1967 — парашютист-испытатель Лётно-исследовательского института.
В 1975—1976 — ведущий конструктор НИИ металлургического машиностроения, в 1976—1997 — инженер-конструктор НПП «Звезда». Автор фото: Симченков Николай Денисович (1913 – 2004) - Министерство Культуры Российской Федерации, Добросовестное использование,  https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7607148
Олег Константинович Хомутов (25 октября 1934, Усолье — 23 ноября 1997, Москва) — парашютист-испытатель, Герой Советского Союза (1971), лейтенант. В 1962—1967 — парашютист-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1975—1976 — ведущий конструктор НИИ металлургического машиностроения, в 1976—1997 — инженер-конструктор НПП «Звезда». Автор фото: Симченков Николай Денисович (1913 – 2004) - Министерство Культуры Российской Федерации, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7607148

Военные участники испытания катапультного кресла, пытались уменьшить свою вину в гибели Даниловича, поручили военным врачам-патологоанатомам обследовать тело погибшего. Был обнаружен перелом позвоночника. Это, якобы, доказывало, что «в процессе катапультирования лётчик (Данилович) получил перелом позвоночника, из-за этого не мог активно действовать в воде и утонул. При вскрытии у него действительно была обнаружена травма позвоночника» [Северин, там же]. Но Г.И. Северин был абсолютно уверен, что из-за катапультирования этого не могло произойти.

Он, — как мне рассказывали его сослуживцы, — добился эксгумации трупа Даниловича и повторного обследования. «На рентгеновских снимках, — вспоминал Северин, — было отчётливо видно, что позвоночник у него был повреждён много лет назад, а не во время нашего испытания» [Северин, там же]. Стальная воля Гая Ильича смяла порочный страх военных за своё реноме.

Катапультное кресло созданное НПП "Звезда" спасло жизнь и здоровье многим лётчикам. Оно используется в разных странах и считается лучшим в мире.

Кадр из фильма «Катапультное кресло К-36 (НПО Звезда)».avi https://www.youtube.com/watch?v=SwMeQIz6dO4&feature=emb_logo. В фильме «Катапультное кресло К-36 (НПО Звезда)» использованы кадры из фильма «О создании и отработках первого образца унифицированного катапультного кресла К-36 ОКБ "Звезда". Киностудия ЛИИ МАП СССР, 1971 г. В этом кресле катапультировался В.И. Данилович.
Кадр из фильма «Катапультное кресло К-36 (НПО Звезда)».avi https://www.youtube.com/watch?v=SwMeQIz6dO4&feature=emb_logo. В фильме «Катапультное кресло К-36 (НПО Звезда)» использованы кадры из фильма «О создании и отработках первого образца унифицированного катапультного кресла К-36 ОКБ "Звезда". Киностудия ЛИИ МАП СССР, 1971 г. В этом кресле катапультировался В.И. Данилович.

«Об этом точнее всех сказал в 2001 году в своем интервью российский академик, выдающийся учёный в области систем жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических кораблей Гай Северин: - По моим подсчетам, своей жизнью Данилович выкупил жизни 700–800 человек, которые спаслись благодаря проведенной им героической работе» (Об этом читайте у Сергея Пятковского).

Сегодня российские современные катапультные кресла К-36, созданные в НПП "Звезда" им. Г.И. Северина, успешно используются в более 50 странах.  Источник фото https://lh3.googleusercontent.com/proxy/fagUJI5b7uVkWJheunTw7Yfxru56ctSi2xe76t7407FiAkNyc_Fu5FOU-7N7y4L3KYWaJ2UZ2rXVmhIAIs_aD-QauhjZvN4XR_r0vNm4T6_X203ehRDypg9eaLn7K4fC3YtQWOwE2Izu9mgN
Сегодня российские современные катапультные кресла К-36, созданные в НПП "Звезда" им. Г.И. Северина, успешно используются в более 50 странах. Источник фото https://lh3.googleusercontent.com/proxy/fagUJI5b7uVkWJheunTw7Yfxru56ctSi2xe76t7407FiAkNyc_Fu5FOU-7N7y4L3KYWaJ2UZ2rXVmhIAIs_aD-QauhjZvN4XR_r0vNm4T6_X203ehRDypg9eaLn7K4fC3YtQWOwE2Izu9mgN

Все трое — Матвеев, Данилович и Хомутов — были моими сослуживцами (в ЛИИ), младшими товарищами и друзьями.

Я видел, как тяжко переживал Олег гибель Даниловича. Заметно было, что присуждение ему звания Героя и незаслуженное обвинение Даниловича в собственной гибели психологически травмировало Хомутова. Он запил, пьяным кричал всем, что он Герой. Наверное, не вполне осознавая, пытался доказать себе право на Золотую звезду. А мы все знали, что его право было бесспорным.

Однажды её у него сорвали с груди и украли; шпана вытолкнула его на ходу из электрички. Был двусторонний перелом нижней челюсти; вид Олега с металлическими скрепками во рту был трагическим. Руководство института завода НПП "Звезда" помогло ему восстановить психическое здоровье. Олег Константинович Хомутов работал там инженером-конструктором. Скончался в 1997 году.

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.