«…И все же у многих из нас, даже у тех, кто ничего не знал о Даниловиче, были в жизни те несколько минут, когда мы неравнодушно прикоснулись к его судьбе. Вы же смотрели фильм «Белорусский вокзал»? Начинается он со сцен, снятых 29 мая 1970 года в Москве на Введенском кладбище. По сценарию герои картины провожают в последний путь фронтового товарища. Так вот, когда съёмочная группа прибыла на Введенское, там как раз проходили похороны Даниловича. Лётчики, конструкторы, испытатели, генералы гражданские и военные не скрывали слёз. Кинорежиссер Андрей Смирнов, актёры Леонов и Папанов слышали, что говорят люди о погибшем испытателе. И они были так взволнованы, что решили переименовать героя своего фильма в Валентина. Этот персонаж остаётся за кадром, но именно о нём в картине его боевые товарищи говорят как о своём нравственном ориентире — честном, мужественном, настоящем…
Тогда, во время похорон, оператор фильма включил камеру… В «Белорусском вокзале» мы видим могилу Валентина, видим его сослуживцев, маму и отца…
Герои картины размышляют о конфликте поколения фронтовиков и тех, кто идет ему на смену. Наверное, это произведение киноискусства стало глубже и светлее оттого, что песня «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») прозвучала в нем не только в память о фронтовиках, но и в честь еще очень молодого человека. Он тоже был из того же героического батальона…
Парень из Белоруссии был замечен С.П. Королёвым. И однажды, как вспоминали друзья инженера, генеральный сказал: «Ну что ж, Данилович, я обещаю — ты первым ступишь на Луну». (Об этом читайте у Сергея Пятковского).
Как погиб такой замечательный человек?
В 1968 г. около города Феодосия проходили приёмо-сдаточные испытания нового, уникального катапультного кресла для военных самолётов разных типов. Его создавали много лет в институте-заводе №918 (Теперь это НПП "Звезда").
Ведущим испытателем парашютистом-катапультщиком был Владимир Никитович Матвеев, его дублёром — Валентин Иванович Данилович.
Позднее Матвеев рассказывал мне, что в ходе серии испытательных приводнений обнаружил недостатки в устройстве надувного воротника, обеспечивающего непотопляемость лётчика после катапультирования и приводнения: при большом волнении и ветре, по его мнению, волны могли захлёстывать лицо приводнившегося. Из-за срочности гос. испытаний члены комиссии (изготовители воротника) не соглашались с тем, что надо доработать (существенно изменить) воротник. Это сорвало бы сроки сдачи заказчикам (Министерству Обороны СССР) катапультного кресла и нанесло бы ущерб престижу и премиальному фонду всех предприятий участвующих в создании катапультного кресла.
Володя Матвеев требовал доработки воротника, он был горячий парень, и, по его словам, из-за этого был отстранён от испытаний. В них продолжал участвовать Валентин Данилович — выдержанный, немногословный.
Во время очередного испытательного катапультирования произошла трагедия. «Данилович, — вспоминает Гай Ильич Северин, Генеральный конструктор НПП "Звезда”, в котором было создано катапультное кресло, — погиб по вине военных, но, как бывает в подобных случаях, они попытались переложить ответственность на других, в частности на меня. Испытания шли под Феодосией. Приземлиться он должен был на сушу, но из-за ошибки штурмана сел в заливе. Я с вертолёта видел, как он приводнился. Катер не мог подойти быстро из-за мелководья. Данилович запутался в стропах и захлебнулся» .
А ведь система аварийного приводнения должна обеспечивать безопасность лётчика в любых условиях.
По мнению Матвеева, гибель Даниловича случилась из-за того, что эта система была несовершенна. Однако, Валентина «сделали» основным виновником произошедшего (жена и ребёнок не получили надлежащей пенсии?).
Северин вспоминал, что все парашютисты-испытатели отказались от участия в дальнейших испытаниях новейшего катапультного кресла — боялись, не верили в надёжность системы спасения. И только Олега Хомутова удалось уговорить завершить испытания. После дополнительных катапультирований Олег «подтвердил, что к креслу нет никаких претензий» .
Ему было присвоено звание Героя Советского Союза — наивысшая награда в то время в СССР.
Военные участники испытания катапультного кресла, пытались уменьшить свою вину в гибели Даниловича, поручили военным врачам-патологоанатомам обследовать тело погибшего. Был обнаружен перелом позвоночника. Это, якобы, доказывало, что «в процессе катапультирования лётчик (Данилович) получил перелом позвоночника, из-за этого не мог активно действовать в воде и утонул. При вскрытии у него действительно была обнаружена травма позвоночника» [Северин, там же]. Но Г.И. Северин был абсолютно уверен, что из-за катапультирования этого не могло произойти.
Он, — как мне рассказывали его сослуживцы, — добился эксгумации трупа Даниловича и повторного обследования. «На рентгеновских снимках, — вспоминал Северин, — было отчётливо видно, что позвоночник у него был повреждён много лет назад, а не во время нашего испытания» [Северин, там же]. Стальная воля Гая Ильича смяла порочный страх военных за своё реноме.
Катапультное кресло созданное НПП "Звезда" спасло жизнь и здоровье многим лётчикам. Оно используется в разных странах и считается лучшим в мире.
«Об этом точнее всех сказал в 2001 году в своем интервью российский академик, выдающийся учёный в области систем жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических кораблей Гай Северин: - По моим подсчетам, своей жизнью Данилович выкупил жизни 700–800 человек, которые спаслись благодаря проведенной им героической работе» (Об этом читайте у Сергея Пятковского).
Все трое — Матвеев, Данилович и Хомутов — были моими сослуживцами (в ЛИИ), младшими товарищами и друзьями.
Я видел, как тяжко переживал Олег гибель Даниловича. Заметно было, что присуждение ему звания Героя и незаслуженное обвинение Даниловича в собственной гибели психологически травмировало Хомутова. Он запил, пьяным кричал всем, что он Герой. Наверное, не вполне осознавая, пытался доказать себе право на Золотую звезду. А мы все знали, что его право было бесспорным.
Однажды её у него сорвали с груди и украли; шпана вытолкнула его на ходу из электрички. Был двусторонний перелом нижней челюсти; вид Олега с металлическими скрепками во рту был трагическим. Руководство института завода НПП "Звезда" помогло ему восстановить психическое здоровье. Олег Константинович Хомутов работал там инженером-конструктором. Скончался в 1997 году.
Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».