Найти в Дзене
ПроЗаконник

Рассчитываете открыть Юридический бизнес? 10 советов из опыта в помощь! Чтобы не «прогореть» сразу.

Законотворчество РФ идет по пути увеличения объема нормативно-правовой базы, граждане разбираться в этом всем не хотят, поэтому с виду кажется, что можно открыть юридическую фирму, нанять несколько сотрудников и жить неплохо, получая прибыль. Несмотря на то, что юристов «как грязи».
Действительно открыть компанию по оказанию юридических услуг можно почти без вложений!

Законотворчество РФ идет по пути увеличения объема нормативно-правовой базы, граждане разбираться в этом всем не хотят, поэтому с виду кажется, что можно открыть юридическую фирму, нанять несколько сотрудников и жить неплохо, получая прибыль. Несмотря на то, что юристов «как грязи».

Действительно открыть компанию по оказанию юридических услуг можно почти без вложений. И ее проще открыть, чем, скажем, медицинский центр. Не нужно оформлять и получать какие – либо лицензии, вступать в саморегулируемые организации и оплачивать взносы, в общем, все просто.

Но, как и в любом деле, в юридической сфере предпринимательства есть моменты, на которые следует обратить внимание, во избежание финансовых и репутационных потерь. В этом виде экономической деятельности (по ОКВЭД 69.1.) орудует огромное количество недобросовестных игроков, целью которых является только извлечение дохода любыми средствами. Такие мошеннические компании готовы вкладывать внушительные суммы в рекламу и антуражный офис. Как отличить юр. компанию – жулика от честной уже сказано и написано много. И мы напишем ) Отдельно в другой статье.

Считаем, что на начале, когда только возникла идея заняться коммерческой деятельностью по оказанию юридических услуг, при составлении бизнес-плана, а он необходим всегда, хотя бы чтоб ничего важного не упустить из виду, НУЖНО! подумать об основных моментах, от которых будет зависеть успешность предприятия.

Даем 10 практических и взаимосвязанных рекомендаций для будущих владельцев Юридического бизнеса в рамках акционной программы: «Умный учится на чужих ошибках»:

1. Веб-сайт. Создайте качественный и быстро работающий сайт. Не одностраничник (лэндинг). В лэндинги не вместить много информации про компанию, придется создавать много таких сайтов, отдельно под каждую сферу работы и каждый в отдельности продвигать. Такие манипуляции с посадочными страницами на начале сложны и требуют дополнительных затрат. Ваш веб-ресурс должен содержать +/- уникальный контент, не нужно копировать чей-то успешный сайт и рассчитывать на прибыль. Тексты на сайт можно заказать, если лень писать самостоятельно, картинки покупаете или, к примеру, пробуете нафотографировать лично.

2. Офис. Учитывая, что часть оказываемых юр. услуг рассчитано на личное участие исполнителей, да и многие клиенты хотят изначально посмотреть на нанимаемых ими юристов, и это правильно. Не можете купить, арендуйте на долгий срок, т.е.- регистрируете договор в Росреестре, помещение, на начале средних размеров (80/120 кв.м.) с удобствами прежде всего для клиентов (ориентируйтесь на будущих заказчиков). К вам будут приезжать на автомобилях солидные субъекты, тогда нужно продумать место для парковки. Граждане часто не носят с собой документы, при входе в ваш офис не должно быть КПП. Также клиенты не любят долго искать место или кабинет, поэтому думаем сразу о транспортной доступности (метро, автобусы, троллейбусы и т.д.) и ваше помещение не должно находиться на 12 этаже в конце километрового коридора с тысячью одинаковых дверей в бизнес-центре, расположенном в промзоне на окраине города. Да дешево! Но и клиенты будут такими же.

3. Сотрудники. Если рассчитываете заниматься не ремеслом, а именно бизнесом, уделите время найму презентабельно выглядящих сотрудников. Чтобы начать будет достаточно трех человек: одного менеджера по продажам и двух исполнителей – составителя документов и судебного представителя. Все трое должны быть с опытом работы или вам придется их учить и более пристально контролировать. И тут мы переходим к 4 рекомендации.

4. Юридические услуги – сфера весьма специфичная. Проще вести и контролировать деятельность каждого из сотрудников, если вы способны их заменить. Правильно ли работает продавец в магазине понять не сложно, но качественно ли составляются процессуальные документы и определяется стратегия ведения дел поймет только юрист, имеющий соответствующий опыт. Иными словами - Сам должен рассекать в сабже!

5. Вывески. Говоря об офисе следует также остановиться на внешнем информационном сопровождении. Для сайтов существует такое понятие как «трастовость», для сделок – «фидуциарность», и то и другое позволяет определить уровень авторитета и доверия к предмету. Уровень доверия потенциального клиента к вам повысится, когда на фасаде здания (с вашим офисом внутри) будет красоваться светодиодная хорошая вывеска, а не приклееный к стеклу на скотч лист А4 с мелким текстом.

6. Грамотная система оформляемой внутренней и внешней документации. Любой юрист / адвокат вам скажет, что самый главный враг – это клиент. А работодатель назовет первым врагом своего работника. Поэтому нужно создать достаточно большой объем документов: информационных для ознакомления клиентов, подписываемых договоров и приложений к ним. От качественности оформленных внутри компании документов зависит очень многое. В частности будет ли у недовольных клиентов шанс взыскать с вас / вашей фирмы заплаченные денежки обратно, не забываем о профессиональных сутяжниках и «потребительском экстремизме».

7. Внутрикорпоративная безопасность и защита информации. Что это значит? Очень просто (сказать! а не сделать!) – полная картина деятельности юридической компании должна быть только и ее владельца и ни у кого другого. Никакой (любого ранга) ваш сотрудник не должен знать все – т.е. откуда и каким образом у вас появляются клиенты, сколько и на какие счета поступают полученные от заказчиков денежные средства, сколько зарабатывает каждый из сотрудников, кто занимается конечным исполнением принятого от клиента поручения и т.д. Насколько возможно исключить личное общение исполнителей с заказчиками. Помните, как только один сотрудник получит все сведения по деятельности вашей компании, счёт пойдет на дни / недели до того момента как он откроет собственную компанию и уведет ваших клиентов к себе.

8. Рекламная компания. Если вы сразу не продумали источники клиентопотока, или ситуация на рынке изменилась и больше не нужны в таком количестве миграционные юристы, например, то необходимо разработать кампанию по привлечению клиентов. Вы должны понимать, что сможете осилить или обработать увеличившееся количество обращений по вашим услугам. У вас уже должны быть реализованы в каком-либо виде рекомендации по п. 1-7.

9. Наладить коммуникацию со смежными сферами – нотариусы, эксперты, переводчики и т.д. Юрбизнес вовлечен в социум и его успешность зависит других игроков в смежных сферах. По ходу ведения деятельности формируйте коммерческие предложения для экспертных контор, аудиторов, нотариусов, риэлторов, переводчиков, арбитражных управляющих и т.д. Имея контакты исполнителей по параллельным видам деятельности в разы проще получить информацию и, в конечном итоге заработать.

10. Подготовьтесь к участию в выставках, аукционах и тендерах. Развитие компании подразумевает ее участие в публичных мероприятиях. Продумывая рекламную компанию, готовьте материалы и для участия в выставке. Не лишним будет также подобрать документы и заполнить заявки в электронных площадках на участие в аукционах / тендерах. С лёту много денег такими способами не заработать (проверено), но на поддержание финансовой стабильности хватит. И записать себе в клиенты гос. орган или большую компанию дорогого стоит.

Это основные советы и работают они для т.н. «честного» юридического бизнеса.

Список рекомендаций можно продолжать до бесконечности, нюансов масса. Если кому есть, что добавить – милости прошу в комментарии )