Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) – о нынешней ситуации в туристической отрасли.
В этом году ситуация в туристической отрасли отличается от обычной. 1 октября было подписано постановление правительства о запуске второй акции кешбэка за туристические поездки, и это позволяет надеяться на то, что сезон будет немного продлен.
Обычно снижение спроса наступает в конце сентября – начале октября. Причем резкое снижение, и мы переходим в состояние межсезонья. Но в этом году внезапно объявленные двухнедельные каникулы для школьников привели к оживлению туристического рынка. И второе – кешбэк, который гарантирует возврат 20% стоимости туров тем, кто поедет в отпуск по России в период до 10 января. Это тоже может немного простимулировать спрос. Конечно, говорить об этом пока рано, но мы на это очень надеемся.
Тем не менее можно считать, что высокий летний сезон закончился. И итоги его таковы, что внутри России отдохнули далеко не столько человек, сколько в прошлом году. Примерно на 30–35% меньше. Но это мы говорим пока только про массовые направления, в основном про черноморское побережье. Потому что внутри регионов ситуация немного другая. Это довольно интересная картина: Самарская область поехала в отпуск по Самарской области и по соседним областям. На севере и северо-западе люди тоже отдыхали либо в своем регионе, либо в соседнем. В некоторых случаях спрос локального отдыха был выше, чем в прошлом году в этот же период.
У людей появилась возможность хоть куда-то поехать. Это уже было большим подспорьем для всей туриндустрии. В апреле – мае сценарии у всех были абсолютно пессимистические. Но самые плохие прогнозы не оправдались.
В турбизнесе всем одинаково тяжело, потому что все одинаково рассчитывают на восстановление спроса, но тяжелее всего отразить удары и сохранить маневренность оказалось компаниям в среднем сегменте. Крупные туроператоры и совсем мелкие уцелели. Одни за счет оборотов и возможностей, другие за счет способности легко перепрофилироваться.
Очень многие туристические агентства после карантина просто не открылись. По разным оценкам, от 2000 до 6000 по всей стране. Они ушли из бизнеса.
Туристическая отрасль может восстановиться только за счет открытия границ, возрождения возможности ездить по миру. Хорошо, что у нас есть наша огромная страна, в которой 86 регионов, и у нас есть возможность продавать поездки в эти регионы.
Восстановление до докризисных величин займет пару лет, это точно. Чтобы вытащить отрасль из ямы, нам надо научиться продавать Россию, развивать внутренний туризм.