Шок, неверие, отрицание, ошибка. Это не может происходить со мной, это сон, сейчас ущипну себя и проснусь… Беззвучные слезы. Громкие рыдания. Истерика. Бессилие.
Нужно еще сохранить силы для родов. Собраться и родить мертвого ребенка, зная об этом. Зная, что не услышишь его плачь, не увидишь его глаза и улыбку, не увидишь первые шаги, не услышишь произнесенное его голосом Мама.
Все остальное потом.
А потом настигает истинное горе. И стыд. Я недоженщина, мое тело не справилось. Уходила беременная за ребенком, вернулась без него.
Что потом сказать на работе, когда выйду из декрета, все же буду спрашивать, как малыш, которого нет. Снова стыдно. А сил давать отпор и объяснять не хватает. Лучше сразу уволюсь. И окружающие смотрят с жалостью или отводят взгляд. Они не знают, как реагировать, что говорить и как себя вести. Дистанцируются. Вокруг социальный вакуум.
А муж… Он горюет по-своему, хотя кажется иногда, что и не горюет вовсе. И не говорит, о том, что произошло. Как вычеркнул. Как дальше вместе жить после случившегося? Может проще покончить с этим всем сейчас?
Такие рассказы я встречала в своей практике с разными вариациями подробностей. Это больно и трогает меня как человека.
У плода сердцебиение отсутствует-такие слова и я услышала от врача на 33 неделе беременности 19 лет назад. Это была врачебная ошибка, которую не случилось доказать. Я горевала, потом долго прорабатывала ситуацию с психологом. Прожила.
Теперь, опираясь на свой прожитый опыт и профессиональные знания и опыт психолога, я помогаю женщинам прожить это горе с меньшими потерями.
В случаях перинатальных потерь, неважно на каком сроке и по каким причинам они произошли, окружающие зачастую не понимают всей глубины утраты женщины. Ребенка-то не было физически живым в этом мире. Вроде как и горевать так сильно незачем. Что так убиваться. Вокруг случайное или осознанное обесценивание. Ребенок у тебя еще будет потом, в будущем. Даже близкие люди часто не понимают.
Ну что, поносила ребенка, ну родила, не получилось. Отряхнулась и дальше пошла. К сожалению, так это не работает.
Горе у женщины сейчас, и оно настоящее, а не придуманное. Она проживает все классические стадии острого горя, сильно приправленные стыдом и проблемами телесности, и на проживание нужно время и силы.
Как справиться с этим ужасом? Практика показала, что самостоятельно можно, долго и тяжело. С психологом легче и быстрее. Лучше сразу обратиться к специалисту.
Задача психолога на первом этапе дать эти силы, найти ресурсы, дать поддержку, помочь выразить все эмоции горевания, направить ритуалы прощания. В идеале, для семейной пары в целом.
Не каждый психолог выдерживает работу с подобной проблематикой. Это непросто и требует обязательного супервизорства.
https://www.b17.ru/seytkova/