Вы знаете, что такое стриминг? Это когда человек транслирует что-то на видео в режиме онлайн: например, как он проходит компьютерную игру. А у зрителей создается ощущение, что они сидят рядом со стримером и играют вместе с ним.
Но в Китае недавно появился новый и довольно странный вид стриминга. Китайские блогеры просто показывают в стримах свою реальную жизнь: дурачатся, танцуют, общаются со зрителями, и все это в прямом эфире. Удивительно, но такие «бытовые» стримы стали сверхпопулярными в этой стране. Почему людям нравится наблюдать за жизнью других людей и как стримеры зарабатывают на этом тысячи долларов, рассказывает Макс — автор канала «Записки Макса из Китая».
Праздник импровизации: что блогеры показывают на стримах и зачем это им
Я переехал в Поднебесную три года назад, а год назад завел блог в Яндекс.Дзене и стал писать о жизни Китае. Примерно в то же время я вступил в блогерский клуб в Шанхае и начал узнавать принципы работы китайских социальных сетей, интересы аудитории, тренды. Поэтому я могу сказать точно, что за последний год произошел бум на прямые эфиры.
Обычно на таких стримах блогеры показывают свои таланты: поют, играют на гитаре, рассказывают истории. А некоторые просто красуются перед камерой и отвечают на вопросы зрителей.
Бывают совсем забавные случаи: например один мужчина случайно уснул во время трансляции, и посмотреть на спящего человека собралось больше 18 миллионов зрителей. Проснулся мужчина на 76 000 юаней (800 000 рублей) богаче: люди щедро переводили ему деньги.
Фишка бытовых стримов в том, что блогеры выходят на публику без подготовки. Заранее подготовленные тексты и видео можно в любой момент отредактировать, но в прямом эфире приходится импровизировать. Это и привлекает зрителей: живые выступления интереснее смонтированных роликов, а блогеры ведут себя более естественно и спонтанно.
«Главное — помнить, что платформа развлекательная, и «сложный» контент вряд ли понравится зрителям. Очень многим людям интересна твоя жизнь и ты сам. Например, мне китайцы часто задают вопрос: «А у тебя на Рождество снег выпадает?» Я отвечаю, что в моем городе снег лежит 6 месяцев в году, и их интерес ко мне резко увеличивается. Еще часто задают вопросы про еду, работу, иногда интересуются, правдивы ли стереотипы про медведей и вечную зиму», — пишет Валерия, которая уже 5 месяцев проводит стримы на китайской платформе.
Причина популярности «офлайн-стримов» — рост спроса на реальные эмоции без фальши и постановок
В 2020 году людям уже неинтересны постановочные сценарии и фейковые эмоции. Люди всегда чувствуют подвох, так что со временем доверие к блогерам, которые выбрали этот путь развития, падает. Это сказывается на лояльности аудитории и доходах с блога.
Сегодня на пике популярности блогеры, которые не стесняются показывать свои реальные чувства, поднимать острые темы, делиться проблемами и искать поддержку у зрителей. Главное правило — быть настоящим. Тогда тебя будет смотреть огромное количество людей. Стримы — это пространство искренности.
Интересно, что тренд на бытовые стримы вырос очень быстро. Меня не было в Китае 9 месяцев, но за это время там произошел настоящий блогерский переворот. Многие мои знакомые скачали приложения для онлайн-стриминга, выбрали тематику и начали проводить трансляции.
Уже в марте китайцы в среднем смотрели бытовые стримы больше двух часов ежедневно. В апреле 2019 года жители Поднебесной провели на основных стриминговых платформах 1971 миллиард часов, а в апреле 2020 — уже 3934 миллиарда часов. Это рост на 99% всего за год!
Конечно, тут сыграла свою роль и пандемия: запертым в своих квартирах людям приелись обычные фото и видео, захотелось чего-то новенького.
Сколько зарабатывают китайские стримеры
Блогеры проводят стримы на специальных платформах — Momo, Yizhibo, Bilibili, Uplive. Эти и другие платформы автоматически подбирают стримерам аудиторию (прямо как Яндекс.Дзен в России). Получается, что на начальном этапе любой стример может зайти на платформу и уже через несколько недель зарабатывать от тысячи долларов без вложений в продвижение.
«В основном заработок зависит от личности и харизмы блогера, хотя важно и то, откуда он родом. В среднем доход активных стримеров составляет от 1000$ до 2000$. Китайские блогеры-девушки обычно зарабатывают больше мужчин, поскольку и зрителей у них больше в 2-3 раза», — рассказала мне Валерия.
Один из источников дохода стримеров — донаты, то есть добровольные необязательные платежи от зрителей. Но сейчас эта часть дохода уже не так важна, потому что с первых месяцев карантина крупные китайские компании стали все чаще предлагать стримерам рекламировать свои товары. Доля коммерческого стриминга возросла.
Китайский бизнес платит блогерам за распаковку и обзор своих товаров с ненавязчивой рекламой. Некоторые бренды прямо на базе своих фабрик строят специальные офисы для стримов, нанимают блогеров и платят им зарплату. Во время карантина даже представители крупных автомобильных брендов начали проводить онлайн-стримы с обзорами машин, чтобы сократить потери продаж.
Если блогер регулярно проводит стримы, его доход может достигать десятков тысяч долларов в месяц.
Зарабатывать на стримах могут даже иностранцы, не знающие китайского языка
В китайских сервисах стримят не только китайцы, но и иностранцы. Интересно, что с иностранными блогерами китайцы стараются говорить на английском: для них это один из способов практиковать язык.
→ Список самых популярных площадок для стриминга (на китайском языке)
Я расспросил знакомую стримершу о том, как новичкам подобрать платформу для стриминга. Вот что она посоветовала:
«Важно оценить, какая на платформе аудитория и какие требования предъявляют к стримерам. На моей платформе негативных зрителей практически нет, а если и появляются, то быстро получают бан. Что касается требований — я бы не работала там, где есть глупые запреты, которые влияют на ход трансляции. Например, одна платформа запрещает проводить стримы с оголенными плечами, а другая не позволяет банить людей, которые вкладывают в эту площадку деньги, даже если они пишут токсичные комментарии».
Уверен, что в России подобный вид блогинга в скором времени тоже начнёт набирать обороты. Тренд на естественность и открытость в блогах становится всё популярнее. Вспомнить хотя бы сторис в соцсетях — они тоже стали популярны отчасти из-за того, что блогеры в сторис выкладывают бытовые фото и видео без сложной обработки. Рынок медиа продолжает развиваться, а блогерам лишь остаётся задавать тренды и подстраиваться под интересы аудитории.