Портфолио — важная часть в развитии карьеры стилиста: по примерам работ потенциальные заказчики принимают решение о сотрудничестве. Несколько лет назад психолог Вероника Воробьёва решила сменить профессию, поскольку давно мечтала создавать людям образы и подбирать одежду. Прошла стажировку в журнале InStyle, начала частную практику, а теперь работает на съёмках для Puma, Infiniti, Mexx и других мировых брендов. По просьбе «Своего дела» Вероника рассказала, как собрать крутое портфолио и найти клиентов.
В 2017 году Вероника поступила в школу стилистов, но, как оказалось, не очень хорошую: нужных знаний она не дала. Тогда девушка решила пойти другим путём и начала практиковаться. На Metropolis Fashion Week она услышала выступление одного из редакторов глянцевого журнала InStyle, подошла к нему и сказала, что хочет пройти стажировку в издании. За время стажировки в издании Вероника узнала, из чего состоит работа стилиста, сотрудничала с профессиональными фотографами и моделями, а потом решила начать работать самостоятельно и стала самозанятым стилистом. Сейчас каждый второй потенциальный заказчик говорит, что у неё классное портфолио, но когда-то его не было вовсе. Мы попросили Веронику поделиться советами как для начинающих стилистов, так и для опытных.
1. Поработайте бесплатно
Коммерческий заказ без примеров работ не получить, поэтому первое, что необходимо начинающему стилисту, — это фотографии, которые войдут в портфолио. Их можно сделать, участвуя в TFP-съёмках: time for prints — время за снимки. Суть в том, что фотограф, модель, стилист и другие участники процесса работают бесплатно, ради опыта. В соцсетях много групп для организации таких съёмок, есть общие, где нужно указывать своё местоположение, как эта, а есть группы по городам, вот, например, петербургская. Опубликуйте пост о поиске команды или откликнитесь на объявление, авторы которого ищут стилиста. Повторите опыт несколько раз: фотографии с одной съёмки ещё не портфолио.
2. Покажите разнообразие
Нужны кадры, сделанные в разных местах и с разными образами, например в помещении, на свежем воздухе, с моделями и с обычными людьми. Так заказчик поймёт, что стилист много работает и не создаёт однотипные образы. Кроме того, иногда клиент не может чётко сформулировать, чего хочет. В таких случаях портфолио вдохновляет на идеи.
Самозанятой я стала примерно за час, зарегистрировалась через сервис «Своё дело» в приложении «Сбербанк Онлайн». В нём удобно оформлять все необходимые документы. Я сразу вижу все свои поступления на отдельный счёт в Сбербанке, тут же плачу налоги, то есть мороки с отчётностью нет»
3. Сделайте, чтобы всё было удобно
Никто не хочет ждать загрузки фото и видео, а тем более скачивать их. Файлы должны открываться быстро с любого ноутбука и смартфона. Удобнее всего выгрузить избранные работы в облако, например на «Яндекс.Диск» или Dropbox, это и будет ваше портфолио. Конечно, есть и другие варианты. Можно завести свой сайт или профиль на Behance, кто-то использует как портфолио страничку в Инстаграме. Главное — держите ссылки под рукой, чтобы при необходимости быстро отправить их заказчику.
4. Фото отдельно, видео отдельно
Иногда стилисты делают портфолио общим, но лучше создать две папки: одну для снимков, другую для видео. Так вы сможете присылать каждому заказчику именно то, что ему нужно. Ведь, если клиент собирается пригласить вас на фотосъёмку, ролики его только отвлекут.
5. Лучшие работы — в начало
Продакшен-компании, которые организуют съёмки для крупных брендов, получают десятки портфолио в день, поэтому отбирают их быстро: первые попавшиеся на глаза картинки должны зацепить. На самое видное место поставьте несколько лучших кадров или роликов из разных съёмок. По этой же причине не рекомендуется ставить в начало несколько фотографий с одной съёмки: для того чтобы показать, как вы составили образ, достаточно одной или двух-трёх, но разбросанных по портфолио. Это правило работает и для фотографий, и для видеороликов.
6. Покажите портфолио профессионалу
Если у вас есть знакомые из индустрии, не бойтесь просить советов. Коллеги-стилисты расскажут, что думают об образах, которые вы создаёте, а фотографы объяснят, почему кадры удачного образа порой получаются плохо. Стилисту важно понимать все аспекты создания продукта, в том числе как работают другие люди на площадке: операторы, визажисты, стилисты по волосам, модели и так далее.
7. Сотрудничайте с иностранными журналами
Глянцу всегда нужны красивые снимки, и вы можете участвовать в их создании. Загуглите «fashion magazine submission» и посмотрите, какие журналы сейчас принимают фото, или найдите контакты конкретного издания на его сайте. Отправьте фотографии редакторам и ждите ответа. Важно, чтобы снимки до этого нигде не размещались, даже в ваших соцсетях. Поиск таких предложений упрощают сайты вроде Kavyar — это платформа-агрегатор, которая помогает изданиям и участникам съёмок найти друг друга. Ещё списки журналов, принимающих фотографии, часто публикуют разные блоги и сайты. Журналы за такие фото не платят. Ценность в том, что их опубликовали, и теперь вы можете указать это в портфолио.
8. Уберите провокационные кадры
Странные и необычные съёмки, которые выбиваются из общего стиля портфолио, храните отдельно: не все заказчики готовы к экспериментам. Съёмки в нижнем белье и купальниках тоже лучше спрятать. О работе стилиста такие фото и видео ничего не говорят, а отпугнуть могут.
Первые заказы могут даваться тяжело, но на съёмках вы познакомитесь с продюсерами и фотографами, а контакты — самое ценное в фешен-сфере. Если вы работаете хорошо, со временем вас начнут приглашать. Но это не значит, что портфолио нужно забрасывать, скорее, наоборот, даже получив приглашение, вы обязательно должны будете его показать (если, конечно, ваши работы не показали заказчику до вас).
9. Обновляйтесь
Даже если клиенты теперь выходят на вас сами, добавляйте в портфолио новые файлы. Со временем меняются и качество вашей работы, и тренды. Если когда-то роскошные снимки в стиле конкурсов красоты с кучей бриллиантов могли впечатлить заказчика, то сегодня это моветон. А иногда бывает такое: в городе появилась новая студия, вы провели там фотосессию, а через несколько месяцев об этом месте узнали все и она начала появляться в каждой второй съёмке. Это тоже не очень хорошо, поэтому за актуальностью портфолио нужно следить постоянно.