Найти тему
(не)детское искусство

Между жизнью и смертью: скульптуры американской художницы заставляют задуматься о вечном

Однажды разбив фарфоровую вазу на тысячи осколков, художница Кейт Макдауэлл задумалась о хрупкости жизни и вечном балансе между жизнью и смертью. Она решила воплотить эту мысль в скульптуре и выбрала для этого самый хрупкий и одновременно самый изящный материал: фарфор, разумеется.

Говоря о своей работе, сама Макдауэлл цитирует К. С. Льюиса, автора знаменитых "Хроник Нарнии":

"Мы не хотим просто любоваться красотой, хотя Богу известно, что даже это довольно щедро. Мы хотим что-то еще, что вряд ли можно уместить в двух словах: воссоединения с красотой, которую мы видим, пропустить ее сквозь себя, пусть ее внутрь себя, стать ее частью".

Художница говорит, что ее искусство - не только о балансе между жизнью и смертью, но и между природой и человеческим влиянием на окружающий мир, жизнью человеческой - и жизнью животных, техническом прогрессе - и духовных ценностях, которые не имеют видимой оболочки.

Слияние человека и природы - возможно, но губительно для обоих, --
говорит Макдауэлл. При этом здесь нет виновников: обе стороны - жертвы вечно развивающегося мира, не готового вместить в себя две разных Вселенных без потерь.

-2

К ее скульптурам невозможно относиться равнодушно. Ведь они говорят с нами на языке восхищения, отвращения и страха. Оторваться практически нереально. Это анатомический театр и зоологический музей в одном флаконе.

-3

Одна из излюбленных тем Макдауэлл - мифология. Художница использует классические сюжеты для воплощения своих идей. Например, вот это - Ромул и Рэм:

-4

А это - Давид и Голиаф:

-5

Целая серия работ посвящена воплощению внутреннего мира человека, его души. Раскроенный череп? Да! Прекрасные цветущие растения внутри каждого из нас? И снова да. Мы - неприятная смертная оболочка, в которой цветут вечные цветы и поют птицы.

-6
-7

Не могу не упомянуть, что приемы Макдауэлл отчаянно напоминают мне классические vanitas и memento mori. Впрочем, это они и есть. Нам есть с чем сравнить. Вот так тему скоротечности жизни и неизбежности смерти поднимали в XVII веке:

Неизвестный голландский мастер, XVII век. ГМИИ им. Пушкина
Неизвестный голландский мастер, XVII век. ГМИИ им. Пушкина
Альберт Ван дер Шур, 1660
Альберт Ван дер Шур, 1660

Есть мнение, что тема vanitas и memento mori впервые возникла из-за научного прогресса. Люди получили новые знания и устрашились перед тем, как оно всё на самом деле. Анатомические театры, развитие медицины и физики, учебники, объясняющие природу всего сущего, и бах! Вместо счастливых в своем незнании людей мы получаем невротиков.

В принципе, аналогичная история происходит и сейчас. Только остановить это мы не можем: без прогресса смерть наступает еще при жизни, согласны?

-10

Спасибо что дочитали!

-11

Вам могут понравиться эти статьи:

Артефакты Франциско Инфанте. Зеркальные инсталляции, в которых отражается весь мир

Итальянский скульптор показал, как удалёнка и гаджеты влияют на нашу жизнь

Лаконичные шедевры из простых вещей. Попробуйте угадать их смысл