Однажды разбив фарфоровую вазу на тысячи осколков, художница Кейт Макдауэлл задумалась о хрупкости жизни и вечном балансе между жизнью и смертью. Она решила воплотить эту мысль в скульптуре и выбрала для этого самый хрупкий и одновременно самый изящный материал: фарфор, разумеется.
Говоря о своей работе, сама Макдауэлл цитирует К. С. Льюиса, автора знаменитых "Хроник Нарнии":
"Мы не хотим просто любоваться красотой, хотя Богу известно, что даже это довольно щедро. Мы хотим что-то еще, что вряд ли можно уместить в двух словах: воссоединения с красотой, которую мы видим, пропустить ее сквозь себя, пусть ее внутрь себя, стать ее частью".
Художница говорит, что ее искусство - не только о балансе между жизнью и смертью, но и между природой и человеческим влиянием на окружающий мир, жизнью человеческой - и жизнью животных, техническом прогрессе - и духовных ценностях, которые не имеют видимой оболочки.
Слияние человека и природы - возможно, но губительно для обоих, -- говорит Макдауэлл. При этом здесь нет виновников: обе стороны - жертвы вечно развивающегося мира, не готового вместить в себя две разных Вселенных без потерь.
К ее скульптурам невозможно относиться равнодушно. Ведь они говорят с нами на языке восхищения, отвращения и страха. Оторваться практически нереально. Это анатомический театр и зоологический музей в одном флаконе.
Одна из излюбленных тем Макдауэлл - мифология. Художница использует классические сюжеты для воплощения своих идей. Например, вот это - Ромул и Рэм:
А это - Давид и Голиаф:
Целая серия работ посвящена воплощению внутреннего мира человека, его души. Раскроенный череп? Да! Прекрасные цветущие растения внутри каждого из нас? И снова да. Мы - неприятная смертная оболочка, в которой цветут вечные цветы и поют птицы.
Не могу не упомянуть, что приемы Макдауэлл отчаянно напоминают мне классические vanitas и memento mori. Впрочем, это они и есть. Нам есть с чем сравнить. Вот так тему скоротечности жизни и неизбежности смерти поднимали в XVII веке:
Есть мнение, что тема vanitas и memento mori впервые возникла из-за научного прогресса. Люди получили новые знания и устрашились перед тем, как оно всё на самом деле. Анатомические театры, развитие медицины и физики, учебники, объясняющие природу всего сущего, и бах! Вместо счастливых в своем незнании людей мы получаем невротиков.
В принципе, аналогичная история происходит и сейчас. Только остановить это мы не можем: без прогресса смерть наступает еще при жизни, согласны?
Спасибо что дочитали!
Вам могут понравиться эти статьи:
Артефакты Франциско Инфанте. Зеркальные инсталляции, в которых отражается весь мир
Итальянский скульптор показал, как удалёнка и гаджеты влияют на нашу жизнь
Лаконичные шедевры из простых вещей. Попробуйте угадать их смысл