Найти тему

Как правильно "сводить" песню

Photo by Tima Miroshnichenko from Pexels
Photo by Tima Miroshnichenko from Pexels

В прошлый раз я писал о том, что такое компрессор и зачем он музыке нужен. А сегодня продолжая тенденцию напишу о базовых элементах, которые нужно обязательно использовать при сведении.

Когда мы слушаем песню, мы всегда чувствуем, где находится звук в голове, буквально физически (это хорошо слышно в наушниках, мы же работаем в стерео). Голос — в центре, в районе мозга, гитара у правого уха, хай-хет у левого. И это важная особенность постобработки записанной музыки.

В уже готовом треке все инструменты расположены в трех измерениях (Мы все еще говорим про стерео. Пространственное сведение, вроде 5.1 — это отдельный прикол и его мы обсуждать сегодня не будем). Звук может быть справа/слева, сверху/снизу или дальше/ближе к нам. И все инструменты, которые мы используем, так или иначе работают именно с этим 3D пространством.

Расположение инструментов в трехмерном пространстве
Расположение инструментов в трехмерном пространстве

1) Панорамирование (право/лево) — меняется ручкой панорамы на выбранном звуковом канале в DAW. Мало того, что песня с панорамными инструментами звучит красивее в счет того, что наш мозг постоянно анализирует изменения в песне и ему это нравится — панорамирование позволяет разгрузить центральный канал, чтобы вся песня не превращалась в кашу из звуков. В центре, к примеру, всегда расположен голос, бочка, бас и малый барабан. А всякие гитары/синтезаторы/фортепиано можно "раскидать по ушам".

2) Пространство (дальше/ближе) — в первую очередь это громкость. Чем тише инструмент, тем он психовизуально дальше и наоборот. А пространственная обработка (такая как реверберация, дилей или хорус) позволяют не только утопить звук в пространстве, но и отделить его от других, чтобы звук стал разборчив. Здесь так же важно разделять планы громкости. Понятно, что голос должен быть впереди всех инструментов, а подклад или гитары — позади него. Но, внезапно, малый барабан должен быть той же громкости, что и голос, чтобы у нашего мозга был акцент на ритмике. А чтобы громкость (и сам звук) не плавали в пространстве, мы используем компрессор.

3) Эквализация (верх/низ) — Вот здесь немного сложнее, но разобраться нужно. Чем основная частота ниже, тем инструмент психовизуально воспринимается ниже по расположению (например бас, звучащий в центре, пространственно звучит как бы под голосом) и наоборот. Так что мы урезаем не самые важные для инструмента частоты, а важные — выделяем. Я даже оставлю вам таблицу важных частот, чтобы не искать в интернете.

Таблица частот инструментов
Таблица частот инструментов

И в результате мы получаем каждый инструмент, расположенный на своем месте, не мешающий другим и дальше мы можем заниматься наведением красоты.

Думаю самое время почитать про обработку гитары. И даже подписаться на telegram канале "Записки Аранжировщика". Там я более подробно, с примерами разбираю моменты работы как в студии, так и вне ее.

P.S. В дзене появилась функция чата. И поскольку в телеграме я чатом активно пользуюсь и общаюсь с подписчиками, то и здесь решил его создать. Так что если вы хотите пообщаться и задать мне вопрос напрямую в режиме онлайн, то милости прошу.