Найти тему

Зачем специалисту по охране труда (СОТ) коммуникативные навыки.

Ораторское искусство для СОТа
Ораторское искусство для СОТа

Каждый специалист по охране труда (СОТ) сталкивался с необходимостью обратиться к руководству с предложением о проведении на предприятии мероприятий по ОТ, будь то закупка средств индивидуальной защиты, проведение медосмотров, обучение, проведение СОУТ, проведение оценки рисков или проведение тренингов по безопасности.

Причины проведения мероприятий разные, от начала работы и создания системы управления охраны труда, до изменения законодательства или внедрения передовых инструментов, ответ руководителя тоже может быть разным: от категорического отказа, до полного согласия.

Не будем рассматривать компании, где вопросы безопасности на первом месте, и руководство само выдвигает требования и продвигает инициативы.

Часто в России специалист по ОТ должен приходить к руководству и убеждать, что то или иное мероприятие необходимо.

Иногда на предприятии существует отдельный регламент для проведения закупок с установленными формами, которые нужно заполнить для определения временных и финансовых затрат, а так же прочих показателей, иногда это нужно делать заранее при формировании бюджета на следующий период, но это кому повезет.

Рассмотрим случай, когда СОТу необходимо провести дополнительное обучение в связи с имением законодательства, он идет к руководителю и объясняет, что это необходимо сделать.

Какое возражение СОТ чаще всего получает от руководителя: «нет времени/некогда выслушивать» или «нет денег». Здесь нужно понимать, что у СОТа и руководителя разные уровни задач и разные приоритеты, а если идем непосредственно к руководителю компании, то там совсем другие ценности.

То, что очевидно СОТу, не обязательно так же очевидно руководителю, который 3 минуты назад анализировал EBITDA (справочно: аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации).

Руководителю нужен аргументированный и структурированный подход: законодательство, статистика, показатели, затраты, санкции и измеримый результат, простого объяснения «так надо» не достаточно. Более того, необходимо уметь «продать инициативу», хорошо презентовать, отработать возражения и закрепить договоренности подписью на счете, докладной или КП партнера.

Существует так же проблема коммуникации, руководитель не всегда бывший производственник и понимает нужды охраны труда, нужно донести информацию на простом понятном языке без обилия специальных терминов.

Для того чтобы убедить руководителя, вовлечь и заинтересовать, а так же понимать возможные возражения и отвечать на них, необходимо правильно подготовиться к переговорам.

Для этого нужно развивать так называемые soft skills, мягкие навыки и в том числе ораторское искусство или коммуникативную компетентность.

Другая ситуация, специалисту необходимо провести беседу по охране труда и сделать это так, чтобы работники не заснули во время её проведения, а наоборот были заинтересованы, участвовали в дискуссии, задавали вопросы, обсуждали и по окончании мероприятия были замотивированными выполнять требования по безопасности.

И опять на помощь придет ораторское искусство.

Цель ораторского искусства — изложение оратором его позиции перед оппонентом или аудиторией, защита собственной точки зрения. Этой цели он достигает, используя подготовленную речь и технику ораторского мастерства.

Итак, зачем СОТу необходимо совершенствовать навыки общения?

Чтобы:

1. Эффективно презентовать свои инициативы, вовлечь и вдохновить руководителя и работников на тот или иной шаг.

2. Провести результативные переговоры, располагая и склоняя собеседников к своей идее.

3. На корпоративных мероприятиях по безопасности красноречиво выступать, хорошо рассказывать истории, побуждая к безопасности.

4. Уметь создавать аргументированную речь, превращая свое выступление в инструмент достижения поставленных целей.

5. Общаясь с негативно настроенным человеком, уметь не только избежать конфликтной ситуации, но и расположить к себе собеседника.

8. Научиться доносить информацию до своих сотрудников.

9. Легко взаимодействовать с людьми, уметь располагать их к себе.

10. Наработать практику общения в нестандартных ситуациях, легко парировать возражения и претензии, отвечать на каверзные вопросы, игнорировать провокации.

Работа специалиста по ОТ - это работа с людьми, которая требует определённых навыков, чтобы убедить руководителя и «достучаться» до работников.

________________________________________

Подписывайтесь, впереди ещё много полезных инструментов и практик!