Что такое франшиза в принципе? Франчайзинг — это когда одна сторона (владелец бизнеса — франчайзер) передаёт другой стороне (покупателю франшизы — франчайзи) право вести определённый вид бизнеса, используя готовую бизнес-модель. Проще говоря вам продают полученный опыт и совершенные ошибки, благодаря которым вы экономите кучу времени и денег, особенно, если никогда до этого не руководили бизнесом.
Последние семь лет франчайзинг в нашей стране активно развивается — число предприятий, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), увеличивается не менее чем на 15% в год. Сегодня в России около 1450 брендов франшиз и более 50 000 франчайзи.
Как видите, есть из чего выбирать. Но как понять хорошая эта франшиза и подходит ли она конкретно вам? Существует несколько основных критериев, на которые необходимо обращать внимание при выборе франчайзера.
1 . Действующие партнеры.
Это самая важная часть при подборе франшизы. Просмотрите отзывы реальных партнеров, найдите их в социальных сетях, напишите им самостоятельно или запросите их контакты у УК (как минимум, 3-х человек!). А еще лучше посетите ближайший филиал, посмотрите как все работает и пообщайтесь с руководителем лично.
Вот несколько вопросов, благодаря которым вы можете составить вполне себе адекватный портрет предлагаемой франшизы(задайте эти вопросы каждому!):
▪ как помогают на старте;
▪ оправдались ли их надежды и сроки окупаемости;
▪ какую помощь оказывают во время работы и оказывают ли вообще;
▪ насколько подробно и понятно написаны инструкции по ведению бизнеса, много ли их;
▪ хотел бы франчайзи открыть еще филиалы по этой франшизе.
Для управляющей компании не должно быть проблемой передать вам контакты франчайзи. А вот если УК по какой-то причине не может познакомить вас, то это повод задуматься — стоит ли работать с теми, кто скрывает самое главное. Если компания заявляет, что у нее есть партнеры, но под любым предлогом не предоставляет вам контакты - не стоит связываться с этой франшизой⛔
2. Наличие собственных филиалов.
Спросите как давно был открыт последний филиал и как там идут дела. Если у управляющей компании не было и нет своих филиалов, то это означает только одно - вам предлагают купить то, в чем сами не разбираются, либо знают только в теории. Поддержки и грамотных инструкций от такой компании вы вряд ли добьетесь. Мир очень сильно изменяется и многие процессы успевают устареть всего за каких-то два года. Поэтому лучшее доказательство того, что франшиза действует в ногу со временем и дает своим партнерам действительно только то, что работает, это периодический запуск собственных филиалов.
3. Поддержка.
Одной из ключевых причин, из-за которой человек выбирает франшизу, а не собственный бизнес - это наличие помощи и поддержки от управляющей компании. Спросите есть ли у франчайзера отдельный отдел сопровождения, сколько в нем сотрудников и как конкретно они помогают на протяжении всех этапов: открытия, развития и продаж. Если сопровождением партнеров занимается сам директор по развитию, менеджер по продажам или в отделе всего 1 человек при количестве партнеров более 60, то это очень сильно влияет на качество поддержки и однажды вы просто не сможете понять за что вы вообще платите роялти.
4. Общение с владельцем.
Очень часто покупка франшизы проходит удаленно, то есть даже без общения с владельцем или руководителем отдела франчайзинга. Мы твердо уверены, что знакомство с первым лицом бренда крайне необходимо для построения дальнейших отношений. Основателю компании должно быть НЕ все равно, кто будет представлять бренд в других городах. Изучите информацию о владельце, найдите его в социальных сетях, посмотрите какую жизненную позицию он занимает, пообщайтесь с ним лично. В идеале согласование партнера должно проходить через общение с основателем.
Также найдите или запросите информацию о сотрудниках управляющей компании. Сколько человек, как давно работают, по возможности посетите головной офис. Стабильность в отношении сотрудников - важный показатель, который не стоит игнорировать.
5. Обучение.
Помимо получения всех инструкций, вам необходимо пройти обучение, даже если вы опытный предприниматель. Большинство компаний предлагают онлайн-обучение с записанными заранее уроками, но лучшим показателем качества будет возможность физического присутствия на обучении. Радуйтесь, если вас приглашают на стажировку в головной офис, это означает, что франчайзеру важно познакомится лично и он не жалеет времени и средств на проведение стажировки. Если вас обучат, будут помогать и подсказывать, то адаптация в новой среде пройдет для вас быстрее и успешнее. А это значит, вы быстрее начнете получать прибыль сами.
Обращайте внимание на открытость компании. Изучите все имеющиеся в общем доступе материалы, цифры и показатели, общие соц.сети и соц.сети основателя и сотрудников. Вы должны понимать с кем вам придется работать ближайшие годы. Ищите такую франшизу, цели и концепция которой совпадают с вашими интересами. Как бы ни было сложно, осознание общих стремлений помогает двигаться дальше. Выбирайте ту сферу, в которой вы разбираетесь, в которой будете чувствовать себя уверенно.
А самое главное - выбирайте франшизу по душе!💚______________________________________