Первый опыт отечественных музейных специалистов в области изучения аудитории был получен еще в 1908 году при изучении состава посетителей Педагогическим музеем военно-учебных заведений. Повсеместный и систематический ряд исследований в данной области в дальнейшем будет проведен в середине 1920-х гг. Значительно повлиял на развитие музейной педагогики и в целом на восприятие посетителя музея А. Бакушинский, настаивавший на определенном методе работы для каждой возрастной группы, и отводил посетителю не пассивную роль воспринимающего информацию объекта, а видел в нем партнера.
В это же время крупными музеями начинают проводиться социологические исследования, так, Третьяковская галерея под руководством Л.В. Розенталя в 1928 году публикует отчет о проведенной работе «Изучение музейного зрителя». Музей изящных искусств в Москве, Музей революции, Исторический музей и некоторые другие также проводят планомерное изучение социально-демографических параметров своих гостей, делая основной упор на одиночного посетителя. На фоне развития музейной педагогики крупнейшие музе накапливают знания в области взаимодействия с аудиторией на базе работы клубной и кружкой форм деятельности.
Исследование Исторического музея в содружестве с Третьяковской галереей стало первым в русле бихевиористского подхода, и рассмотрело такие проблемы как выбор маршрута и время осмотра экспозиции. Интересное теоретическое осмысление особенностей восприятия экспозиции детской аудиторией было основано О.Т. Козловым и А.М. Кобылиным изучении обратной связи между музеем и аудиторией. В 1930-х гг. на основании постановления Наркомпроса от 26 июля 1936 г. Были прекращены педагогические и социологические исследования посетителя, поскольку методы данных дисциплин были признаны лженаучными.
Почти тридцать лет в российском музеедении данное направление работы было запрещено, и лишь на рубеже 1960-1970-х гг. вновь начинает вестись активная деятельность, так, например, в конце 1970-х недостаток в изучении аудитории краеведческих музеев был восполнен масштабным исследованием НИИ культуры «Музей и посетитель». Данная работа комплексно рассмотрела основной спектр проблем, таких как определение социально-демографического состава аудитории, специфику подхода во взаимодействии с различными категориями граждан, наличие и степень развития музейной культуры у зрителя и положения музея относительно других социокультурных институтов. В работе были проанализированы актуальные культурно-образовательные формы музейной деятельности, и выявлены определенные проблемы, связанные с экскурсионной деятельность музеев, что дало богатый материал для дальнейших исследований.
В 1970-1980-е годы крупные музеи страны вводят в штат специалистов социологов, и открывают отделы для перспективной работы в данном направлении. Исследования 1980-х иметь четко направленный характер в зависимости от возрастной группы, отдельно изучаются детские и молодежные аудитории, данные подобных исследований выявляли недостаток знаний в области детской психологии у музейных педагогов.
В связи с определенными сложностями в проведении социологических, психологических и педагогических исследований в музее (материальные затраты на проведение, наличие квалифицированных специалистов), качественные и количественные исследования в 1990-х годах проводились в лишь в крупнейших музеях, способных выделить в отдельную структуру соответствующие отделы (Эрмитаж, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина и т.д.).
Анализируя массив исследований музейной публики можно выявить значительную лакуну, т.к. пожилой зритель ни в одном из них специально не учитывался. Лишь последние годы музеи начали предлагать данной категории граждан специальные формы работы, лекции, кружки по интересам и т.д.
Одним из последних масштабных социологических исследований стал проект «Интеграция российских музеев в региональное социокультурное пространство», реализованный в рамках Федеральной целевой программой «Культура России (2012–2016 г.)» в 2012 году. Специалистами в рамках исследования был разработан и апробирован соответствующий инструментарий, проанализирована динамика развития музейной сферы регионов, а на основе результатов была разработана концепция, которая легла в основу семинара «Музей и посетитель» для руководителей и сотрудников культурных учреждений.
Следует отметить, что для отечественной традиции изучения музейной аудитории характерно разграничение исследований в соответствии с руслом применения полученных данных. Так, например, изучение эффективности культурно-образовательной воздействия музея на аудиторию и анализ обратной связи осуществляется в рамках педагогики. Музейный педагог, заинтересованный в успешной коммуникации и восприятии информации использует определенные способы оценки — наблюдение, контрольные задания, творческие работы, тесты, анкеты, интервью, книга отзывов и др.
Методы непосредственного наблюдения за реакцией посетителей в процессе музейной коммуникации, определение степени их активности, включенности и заинтересованности в процесс призваны выявить соответствие выбранной методики работы с той или иной группой ее возможностям и ожиданиям.
Исследования с целью повышения эффективности акта коммуникации в рамках музейной экспозиции носят психологический уклон, и представляются наименее разработанными в российской действительности. Несмотря на то, что в 1920-1930-е годы ХХ века в музейной области наблюдался всплеск интереса к психологическим наукам, период реабилитации социологических и психологических методов не привел данное направление на высокий уровень. Лишь после 1990-х годов крупные музеи страны начинают проводить локальные качественные социально-психологические исследования. По большей части это обусловлено тем, что региональные музеи, находящиеся в не лучшем экономическом состоянии не могут позволить себе брать в штат психолога.
Эффективность работы музея, критерии посетителей, их мотивы и ожидания определяют социологические исследования, наиболее распространенные и масштабные среди всех музейных исследований. Проводятся как крупными, так и небольшими региональными музеями страны с целью определения запросов и ожиданий посетителя и дальнейшей регулировкой работы музея с целью их удовлетворения. Повсеместное появление маркетинговых и PR-отделов указывает на сильное влияние западной традиции. Внедряются инновационные мультимедийные технологии, вводятся новые формы работы с посетителями. Переорентированность музеев на обратную связь с аудиторией для более полного удовлетворения ее потребностей уже сейчас приводит к новой волне более сложных исследований реального и потенциального посетителя.