♬ Урочище Можерь - Смотрят осины...
Что такое осиновый лес? Навьи деревья. Хотя тут есть и маленькие берёзки, сосны. Может быть место изменится. Осины и деревья жизни могут балансировать в месте, но ныне баланс на стороне осин. Есть шанс что место изменится. И тогда осинник заменит берёзовая роща или сосновый бор. На Чахлом острове попалась одна единственная красивая берёза. Она растёт рядом с цветами Вероники. Красивая, но без ветвей. Их обломали, либо это какой-то признак особенностей роста и жизни в этом месте. Эта встреченная красавица берёза - единственная здесь, кто источает силу жизни.
Почва похожа на асфальт. Изогнутые деревья маркируют дух места. На земле попался след от копыта, в котором возник муравейник. Хотя, никаких лошадей здесь быть просто не может. То тут, то там лежат берёзовые ветки с жёлтыми листьями. На живых берёзах тоже много жёлтых прядей, хотя сейчас середина лета.
На выходе с острова слышим первую птицу. Она поёт где-то у Реки, в кустарниках, отделённых от берега. Осознаю, что всё время пути нас сопровождала тишина. А это тоже признак.
На насыпь медленно опустились сумерки. Пробираемся по гальке, по её верхушке. Темнеющий остров остался позади, а слева от нас, мрачная Река начала бить волнами. Странное явление. Обычно к сумеркам вода медленно погружается в сон, затихает. Последней рябью проходит по водной глади ветер и всё. А тут, бьют волны, с визгом ударяя о берега насыпи. Спускаюсь вниз, приближаясь к воде. Неожиданно рядом со мной начинаются визжащие, быстрые и хлёсткие удары, приводящие в ужас. По телу пробежали мурашки. Хочется уйти подальше от тёмной воды.
Река здесь очень опасна. Жуткие водовороты и грозное холодное течение. Как сильно меняется эта Река! Где-то там, южнее на 20 миль она красиво и широко несёт воды через Край древних гор, мимо крутых скалистых обрывов и волшебных валунов. А здесь. Здесь, в унылой пустоши, сама река становится другой. Угрожающей. Проходит через Гибельные места, странные и жуткие. Что ей грезится в этих сумерках? И как жутко было бы оказаться сейчас на её страшных разволновавшихся волнах.
Ночь опускается на реку и острова. Откуда-то с севера приплыл маленький буксир. Завороженно следим за его огоньками. Он проходит по волнам тёмной воды и уходит в сторону Осеннего моста. Через какое-то время оказываемся на Острове Племён, замечая как всё изменилось. Летняя ночь вновь стала приятной и волшебной. Деревья в свете отдалённых фонарей мягко шуршали ветвями, и волшебство и красота вернулись в сердце.
Всё гиблое место занимает обширное пространство. От Чахлого острова до окраин города как с левого, так и с правого берега. И даже дальше. До заводов и соседних деревень, поглощённых индустриальными выбросами и сажей. Осиновый лес, более сильный и мощный, чем на острове, будет ещё долго тянуться по берегам реки. Вплоть до Навьего озера и болот.