Вот вы хорошо помните свое детство? Я помню, с очень раннего возраста. И я очень ярко помню то лето, когда мне исполнилось два года. Мы жили летом в деревне с мамой и бабушкой, там был теленок с колокольчиком на шее, и были другие дети, старше меня, которых иногда заставляли за мной присматривать. Я уже говорила, но не очень хорошо, путалась с грамматикой. И вот, я помню, в доме пропали часы. И кто-то предположил, что я их бросила в дыру в подпол, где жили мыши. Я слышала, как взрослые это обсуждают, знала про себя, что я этого не делала, но не знала, как объяснить им. И так это и осталось у всех в памяти- Гунта выбросила часы в подпол.
Ничего страшного не случилось, я была слишком маленькой, чтобы меня наказывали. Но я запомнила ощущение беспомощности от невозможности объяснить, отстоять свою позицию. Это случалось со мной еще много раз в детстве. Вообще, объясняться с другими людьми я научилась довольно поздно- мне долго казалось, что все и так все должны понимать, а если нет, то и объяснять бесполезно. И сейчас я понимаю- дети вообще очень одиноки.
Не только те дети, у которых слишком занятые или небрежные родители. Есть некая принципиальная неспособность у взрослых понимать детей. Ведь у ребенка другой масштаб восприятия, те вещи, которые взрослый видит как несущественные мелочи, для ребенка могут быть сверхважны, но...он не может об этом сказать.
Сегодня мне рассказывала подруга, что ее дочь-подросток перестала ходить в школу, потому что ее предали подруги. Они там вместе делали что-то запрещенное, потом договорились перестать, а подруги сговорились и пошла каждая по отдельности и нажаловались на нее. Да, можно сказать, детская ерунда. А мы, взрослые, всегда спокойно воспринимаем предательство? Но, вы скажете, у нас же и дела серьезные, а что там у детей- ерунда всякая. Нет, в их мире это и есть самые серьезные дела. Но даже самые близкие люди- родители, желая добра, скорее всего, скажут: да не бери ты в голову! Это все неважно, главное- учеба! Будут другие подруги, будут другие мальчики.
Ну, а когда у вас распадался брак, вас сильно утешали слова: ой, да в мире полно людей, найдешь другого! А когда вы разбили машину? Если бы тогда ваш друг сказал бы: подумаешь, машина, заработаешь- починишь! Вы бы нормально это восприняли? Ну вот, а у ребенка сломалась любимая игрушка, он плачет, вы его утешаете, но между вами барьер, потому что вы - в другой системе координат. Дверца в мир ребенка такая маленькая, что взрослый человек туда не пролезает, но все, что там происходит, настоящее и важное, так же, как в нашей с вами жизни.
Я вот помню, в те же два года, но позже, зимой, я пошла в ясли. И как-то описалась во время тихого часа. А ведь я давно уже ходила на горшок самостоятельно, а тут вот случилось. Никто меня даже не ругал, это было обычное дело, но я стояла в своей мокрой пижаме и понимала, что только что опустилась на три уровня ниже, к тем, кто еще писается в кровать. Мама, когда пришла, тоже спокойно забрала мою мокрую пижаму, никто мне ничего не сказал. А у меня случилась драма, но некому было о ней рассказать.
А еще я помню, что как-то на прогулке с мамой увидела на улице мертвую кошку, раздавленную машиной. Мне даже не было ее жалко, это был просто чистый ужас. И я долго не хотела ходить по этой улице, а почему- не могла объяснить.
Что тут поделаешь, скажете вы. Да ничего, наверное. Но хорошо об этом помнить. И может все-таки, когда ваш ребенок будет сражаться со своими драмами, вы сможете ему сказать: я понимаю. У тебя там все очень серьезно, я знаю. Ты держись там.