Найти в Дзене
Zen Landau

История одного фрилансера, советы начинающим, по-честному о честном

Эта статья посвящается людям, которые хотят вести свой бизнес и даже находятся на пороге его оформления, но при этом продолжают топтаться на ровном месте. То кризис на дворе, то неуверенность в себе зашкаливает, то страх перемен и боязнь провала... Материал, предоставленный в данной статье, является моим личным опытом ведения бизнеса, который знает, что такое «шикардосные» времена, глубинное затишье, «волшебный пендаль» и танцы на костях. Возможно, мой рассказ кому-то посодействует и сдвинет с мертвой точки то, о чем мечтается.

Моя личная история:

На втором году учебы в универе я решила открыть свой маленький частный бизнес. В Израиле это сделать не сложно. Открыв его, я потихоньку стала заявлять о себе, как о частном лице, с которым выгодней и удобней работать, чем с тем же рекламным агентством. Мой бизнес посвящен онлайн-рекламе и переводческой деятельности.

Поначалу я не бралась за множество заказов, так как мой бизнес являлся дополнительным заработком. Я работала с утра до вечера в рекламном агентстве, «на дядю», который платил довольно скромную зарплату начинающей студентке. Получив приличный опыт, я перешла в другое рекламное агентство, но и там оклад радужных чувств не вызывал. При том, что график SMM-менеджера оставлял желать лучшего (в пятницу наши клиенты не спали, а в субботу не дремали их конкуренты), я все равно брала дополнительные проекты, заполняющие дыру до «заработка выше среднего». В какой-то момент случился в моей жизни атомный бам и я решила с головой уйти в фриланс. Поначалу было темно и страшно, но чем дальше я шла – тем светлее и радостней становилось.

Пять лет я работала в режиме «Freelance Only». Это были чудесные времена в плане личностного роста. В какой-то момент я научилась реагировать без эмоций на режим «качели», когда сегодня у тебя 10 «горячих» проектов, а на следующий месяц кто-то уходит. Мне удавалось раскрутить бизнесы таким образом, что далее они в раскрутке не нуждались - люди стали приходить на имя и клиенты приплывали по успешно проложенному мной, маршруту. Были люди, с которыми мы по тем или иным причинам «не спелись» и поэтому расходились. В моей практике встречались самые разные случаи, но для меня в приоритете всегда оставалось сохранение хороших отношений.

Далее в моей фриланс карьере произошел существенный переворот, когда я решила всецело посвятить себя области неформального образования. Когда меня повысили до должности руководителя отдела рекламы в русскоязычном проекте «Таглит», я поняла, что в данной ситуации без жертв не обойтись. До «Таглита» я неплохо продвинулась в плане пиара в области развлекательной индустрии, но была вынуждена оставить фриланс-детище и уйти с головой в участников Таглита.

Два года спустя я вернулась к любимому ремеслу и концепции «на себя, а не на дядю», правда с важной коррекцией. Во время первого карантина я поняла, что для меня существенней развитие переводческой деятельности, а онлайн-рекламу я оставила, в ином формате. К счастью, я никогда не закрывала свой бизнес, интуитивно понимая, что он мне еще пригодится.

-2

Советы для Вашей истории (актуальны для любого рода деятельности):

1) Начните с малого и расширяйтесь - от скромного портфолио до устойчивой базы. Бизнес тренеры любят орать «Dream Big» таким тоном, как будто завтра вы баллотируетесь в президенты, но даже основатели крупнейших корпораций когда-то начинали с торговли джинсов на базаре, самодельного компьютера в гараже и т.д. У каждого должна быть точка старта – это ПЕРВОЕ, что должно волновать вашу голову. Тот самый проект, который вам как новичку доверили, а вы вдруг взяли и оправдали надежды клиента. Вы имеете право на существование, когда вам есть что показать и предложить другим людям.

2) Понимайте, на что идете. Работать на «дядю» и работать «на себя» — это без преувеличения небо и земля. На дядю работает штаб, и вы спокойно спите, понимая, что такого-то числа вам зайдет такой-то заработок, указанный в контракте. В случае фриланса, ваш штаб — это вы и ваши финансы зависят прямиком от вашего желания работать. Для того, чтобы вы могли фрилансить и спокойно спать, вы должны уметь делать ВСЕ, от А до Я, на все случаи жизни. Также, рекомендуется создать свою армию «ключевых» фрилансеров, готовых к исполнению того или иного задания. Соответственно, кроме наработки клиентской базы вам также нужно построить базу «плана Б». Ни в коем случае не ждите момента, когда молебное: «Срочно ищу графического дизайнера, завтра сдача проекта» выплеснется в ваши соц. сети. Это плохо, это дорого, это нервы.

3) Занимайтесь грамотной саморекламой на любом этапе развития. Люди всегда должны помнить, кто вы и что вы. В интернете от вашего имени должен присутствовать симбиоз органического продвижения (сами с усами), платной рекламы (в случае необходимости) и бизнес коллаборации (ты мне, я тебе). Также, у вас в наличии обязан присутствовать хотя бы один источник, где можно увидеть перечень предоставляемых услуг. Мини сайт, бизнес страница в Фейсбуке/Инстаграме – ваша виртуальная визитка. Помните, что органическое продвижение требует не менее грамотного ведения, чем платная реклама или коллаборация. Не занимайтесь самохвальством, не демонстрируйте отчаянность, не хватайтесь за все, что плохо лежит. Вы должны транслировать самоуважение, веру в то, что вы делаете и профессионализм. Объявления не должны быть в стиле «Я готов целовать песок, по которому ты ходила». Напоминайте о себе грамотным образом.

4) Мои финансы не поют романсы! Тщательно ознакомьтесь с законами, имеющими отношение к вашей деятельности и в обязательном порядке, воспользуйтесь услугами бухгалтера. Неважно в какой стране вы живете, неважно насколько вы умны и расчетливы – существуют моменты, которые лучше всего объяснит и разрулит ваш финансовый советчик. Лучше платить за услуги бухгалтера, чем разбираться со штрафами за неправильное заполнение документов, не вовремя сданными отчетами и прочими нюансами, которые причиняют головную боль и резко бьют по карману. Ваши силы должны быть направлены в рабочее русло. Ознакомьтесь с законами и работайте с доверенным лицом.

5) Думайте об имидже – особенно когда идете на бизнес встречу. Внешний вид всегда важен, даже если кажется, что нет. Возможно у вас нет офиса, но есть харизма, внешний вид и язык – ваш главный инструмент, который может стать врагом если вы не будете оттачивать свои разговорные навыки.

6) Создайте детальный прайс лист –почасовой, проектный, скоростной. Учитесь оценивать объём проекта, просчитывайте оптимальное кол-во времени, которое на него уйдет, не забывая о надбавке за срочность. Не торопитесь озвучивать цену – сперва детально расспросите клиента, попутно объяснив ему, что вы не хотите брать цифры из воздуха. Также, предоставьте клиенту несколько опций. Если ему не подходит один вариант, предложите другой или более бюджетный, не забывая документировать все, что будет сделано в каждом из случаев. Каждый клиент выбирает свое – или стартовать с фанфарами, или медленно, но верно. В любом из случаев вы будете зарабатывать. Не составляйте прайс лист с фонаря. Предоставляйте четкий бизнес-план и несколько опций развития событий.

7) Четкий график работы – MUST! Ведите органайзер! У вас могут и будут случаться спонтанные проекты и, если вы не рассчитаете свое время должным образом, то потеряетесь как Гадя Петрович Хренова. И будете прыгать потом. На батуте.

8) Не давайте себя обдурить! Договоры, имейл-переписки, датирование переписок, сохранение телефонных звонков…Даже когда речь идет о друзьях и знакомых, необходимо действовать с умом. У вас всегда должна быть карта в рукаве, чтобы доказать свою проделанную работу.

9)Не ждите помощи от коллег по цеху. Ни от кого не ждите помощи, кроме себя и близких. В бизнесе есть только вы и бизнес. Другие люди приходят и уходят, а кушать хочется всегда!

10) Не живите одним днем! Учитесь рассчитывать свои финансы и не оставаться в положении «ноль». Расточительство на радостях - не приветствуется. Копейка рубль бережет.

11) Ни в коем случае не впадайте в депрессию, если мало работы или кто-то «отвалился». Люди начинают с вами работать и точно также заканчивают. Ничто не вечно. Адаптируйтесь к любой ситуации, включайте мозг и креативность.

12) НИКОГДА не обещайте золотых гор! Говорите предметно, называйте сроки, опирайтесь на технические факты. Также, не подписывайте клиента на долгие сроки обязательств, тем самым дав почувствовать, что в случае чего, его отказ не будет чреват финансовыми последствиями. Будьте объективны.

13) Учитесь объясняться перед клиентом. Не ведите заумных разговоров, которые скорее отталкивают, нежели добавляют значимости вашей речи. Простой человеческий язык, умение разложить все по полочкам, проявление искреннего желания осуществить проект – этого вполне достаточно. По большому счету клиент не знает, что ему надо, а даже если знает, то хочет быть приятно удивлен. О том, что клиенту надо, должны знать именно вы, поэтому включайте интуицию на полную катушку.

14) Не позволяйте превращать из вашего бизнеса «базар вокзал». ИЗНАЧАЛЬНО установите временные рамки и границы общения. Есть время, в которое вы едите, спите, не доступны и т.д. Забудете про установление границ – пишите письма мелким подчерком.

15) Важно не количество, а качество. Проектов и клиентов. Можно набрать массу гуано и попытаться слепить из них конфетку, а можно взяться за нечто стоящее и в дальнейшем получить еще более масштабное.

16) Семинары –исключительно в целях мониторинга! Ходите и слушайте бесплатные лекции по личностному росту, на которых вам рассказывают как продавать лабуду для лабуды, как стать монахом миллионером, как изменить характер не изменяя себе…Не поверите, но иногда услышать такой бред очень полезно (а лучше увидеть воочию) ради двух целей: 1) Чтобы знать, как не надо 2) Чтобы оттачивать ораторское искусство. По традиции, подобный треш на первых порах бесплатный – вот на него и идите. Платить за семинар рекомендуется исключительно в том случае, когда речь идет о вашем гуру и вдохновителе к действию – только без фанатизма. Вы с вашим гуру всегда будете разными и дело тут не в «лучше/хуже». Не «подсаживайтесь» на чужую успешность.

17) Используйте любое доступное время для работы и бизнес планирования. Помните! Будучи фрилансером вы можете работать отовсюду - в пижаме, на Майями и даже стоя в продуктовом. Чем больше вкладываете, тем лучше дивиденды.

18) Будьте честными и настоящими! Не бойтесь провала – со всеми бывает, но вы об этом даже не догадываетесь. Провалы «не вкусные», хотя кто в нашей жизни не пересаливал?

Возможно, кто-то с моими советами давно знаком. Возможно, кто-то скажет: «Ев, я все понимаю, однако глянь, что происходит вокруг! Пандемия, кризис, Армагеддон! Кому я нужен!?

Мой дорогой, ты очень нужен. Точно также, как и русским нужна была победа в Великой Отечественной. Ты нужен при условии, что ты любишь и веришь в свое дело. Ты нужен, если ты предан своему ремеслу.

Не отрицаю, что бывает время, когда нужно менять квалификацию. Об этом мы поговорим в другой статье 😊
Успехов всем начинающим! Не бойтесь! Как говорили французы: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть».