Найти тему
Газета Солидарность

Главная экономическая интрига месяца

Оглавление
assiette.ru
assiette.ru

Речь сегодня пойдет о плане правительства РФ по восстановлению экономики. От того, что там пропишут и как это будет реализовано, зависит многое. И доходы населения, и рабочие места, и перспективы отраслей. Короче, социально-экономическое будущее страны сейчас связано с этим планом.

ЧТО ИНТЕРЕСНОГО В ЭТОМ ПЛАНЕ

Прежде всего интересны оценки последствий локдауна мировой и национальной экономики. Так, “индекс закрытия региональных экономик (отношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%” (источник - Минэкономразвития). А некоторые сферы были закрыты полностью: бытовые услуги, туризм, авиаперевозки. ВВП снизился на 8% год к году (Росстат). Безработица в конце августа - 3,6 млн человек. Причем, по оценкам Минтруда, почти 70% зарегистрированных безработных пришли из теневого сектора - не имели требуемых 26 недель трудового стажа или не имели его вообще. Ну и дефицит госбюджета к концу года составит 4,4%.

Внешний мир, с которым мы связаны, тоже пострадал. В США рекордное падение ВВП - на 9,1% г/г. ВВП Евросоюза за апрель - июнь упал на 15% г/г, в том числе ВВП Испании - на 22,1%, Франции - на 18,9%, Италии - на 17,3%. Особняком стоит Китай, где ограничения были введены раньше и потому II квартал для него был положительным (+3,2% г/г). Международные экономические организации указывают, что надеяться на чудо - быстрое восстановление глобального экономического роста - не стоит. 2020 год закончится с минусом мирового ВВП - от 3,5 до 5%. Да и ожидаемый рост - в тумане.

Российский план, учитывая это, называет основные проблемы: рост или стагнация безработицы, падение реальных доходов населения. И это, отметим, уже прогресс в правильном позиционировании экономических задач государства. На конец 2021 года предлагают такие показатели: рост реальной зарплаты не менее 2% г/г, а также снижение доли населения с доходами меньше прожиточного минимума ниже уровня 2019 года.

И ЯСНОСТИ МАЛОВАТО, И АМБИЦИЙ

Но суть планов - действия, методы, инструменты, при помощи которых будут решать возникшие проблемы. А с этим что?

В плане подробно рассказано, как правительство внедряло антикризисные меры в апреле - июле. Тут и выплаты семьям с детьми, и кредитные и налоговые каникулы, и льготные займы на поддержание бизнеса. Но это уже в прошлом, хоть и недалеком. А в ближайшем будущем? Мне предложения показались не очень амбициозными. Может, ошибаюсь - рассудите.

Так, среди мер поддержки рынка труда: надо (на секундочку!) ликвидировать безработицу - не меньше чем на 3 млн, чтобы выйти на докризисный уровень. Что предлагается? Повышение пособия по безработице до уровня МРОТ; оказание помощи в переобучении и переквалификации, повышение эффективности службы занятости. Далее. Правовое обеспечение удаленного режима работы, в том числе комбинированного (удаленно и на рабочем месте), совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота. Выбор (по соглашению сторон трудового договора): устанавливать ли испытательный срок, заключать ли срочный трудовой договор (до года, с определением порядка и условий перехода в бессрочный) или принимать на стажировку выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений. Возможность заключения срочных (до года) трудовых договоров с поступающими во вновь созданную организацию, регулирование условий перехода срочного договора в бессрочный. Возможность пролонгации срочного трудового договора, внесения в него изменений. Утверждение критериев разделения трудовой деятельности и деятельности самозанятых.

Из перечисленного большая часть - про очередную попытку вдохнуть жизнь в службу занятости. И ни слова о том, где брать 3 млн рабочих мест для переобучающихся. Нет и объяснения, почему работодатели, во всем мире не желающие активно работать со службами занятости, в нашем случае захотят.

Неясно и то, как срочные трудовые договоры, кроме снижения уровня защиты трудовых прав, увеличат предложение рабочих мест. Кто-то может возразить: мол, работодатели откроют скрытые в теневом секторе рабочие места. И тут же получит встречный вопрос: службы занятости докладывают, что 70% безработных пришли из теневого сектора, то есть он пострадал больше всего, - так откуда там возьмутся новые рабочие места?..

И с самозанятыми очень сложно. Мало того что экономическая рецессия бьет по ним сильнее, чем по другим, так еще и непонятно, почему разделение на самозанятых и работающих по трудовому контракту должно поднять занятость и тех, и других.

В разделе, касающемся вопроса восстановления занятости, надо говорить не о каких-то малозначимых вещах, а ставить вопрос ребром: где и в каких отраслях планируется сохранить, восстановить и создать рабочие места, сколько всего их будет и в каких регионах. А уж потом, в довесок, говорить о программах переобучения под конкретные запросы бизнеса и регионов.

Ну и совершенствование законодательства, особенно трудового, должно проходить в нормальном режиме. А это предполагает, что обновленное законодательство будет реагировать не на временную ситуацию, а будет формировать основы для устойчивого социально-экономического развития.

Александр Сафонов, доктор экономических наук

-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org