Расположенный на самом привилегированном тракте Российской империи, «государевой дороге», соединяющей Петербург и Москву, Императорский дворец в Твери был построен лишь для того, чтобы венценосные особы могли передохнуть посреди многодневного пути. Однако он превратился в уникальный для русской провинции архитектурный памятник, переживший времена и расцвета, и упадка. Тайны Императорского дворца в Твери раскрывает старший научный сотрудник Тверской областной картинной галереи Вячеслав Савельев.
Текст: Екатерина Жирицкая
– Дворец во всех документах числится Императорским, однако неофициально его нередко называют путевым. Насколько это точно?
– Не будем повторять этой вынужденной ошибки советской историографии. В то идеологизированное время культуры исследований монархического бытового уклада, по сути, не существовало. Повседневная жизнь венценосных особ оценивалась довольно прямолинейно. Соответственно, была непонятна и функция Тверского дворца в системе императорских резиденций, которая охватывала всю страну. Современные исследования дают возможность взглянуть на это явление более широко.
Для обслуживания императорской фамилии в придворном ведомстве существовала обширная сеть разного рода строений. Были места для постоянного пребывания императорской семьи, были любимые дворцы, были резиденции для поездок, охоты, летнего отдыха. И среди прочих есть одна, которая занимает в этой системе хотя и не первое, но важное место. Это – Тверской императорский дворец. Он был главной императорской резиденцией на пути из одной столицы в другую. Если Тверской дворец и был когда-то путевым, то не более четверти века. Очень быстро он был переведен в статус полноценных императорских резиденций и просуществовал в этом качестве столетие.
– Что представляет собой классический путевой дворец?
– Сеть путевых дворцов на дороге, связывавшей Петербург и Москву, появилась при Петре I. Они стояли через каждые 30–40 верст – столько способна пройти за день запряженная в карету лошадь. Подобные резиденции возникли в крупных селах и практически во всех уездных и губернских городах. По большей части это были несколько более обустроенные дорожные станции, где можно было собрать нужное количество новых лошадей, отдохнуть и перекусить. Несмотря на свое громкое название, путевые дворцы были не очень приспособлены для жизни. Иногда в них останавливались проезжающие по дороге члены императорской фамилии и высокие гости, но в основном они стояли пустыми. Монархи их не любили, предпочитая останавливаться в богатых дворянских усадьбах или архиепископских дворцах. Таким же неуютным был и путевой дворец в Твери, пока Екатерина II не попыталась придать ему иной вес. Екатерина, тогда молодая и энергичная императрица, много ездила по делам между двумя столицами. У нее возникла потребность в более благоустроенной резиденции. В силу совпадения некоторых обстоятельств все условия для ее появления нашлись в Твери. Однако в этом городе не было даже отдельного дома для царственных особ, и Екатерина поначалу останавливалась в доме местного архиерея. В то время в провинции предпочитали не строить полноценных императорских резиденций, совмещая их с местом жительства местного главы. Например, в Новгороде, который был губернским городом, путевым дворцом по совместительству была резиденция губернатора. Тверь не была губернским городом, зато она была центром епархии. Поэтому в Твери монарший путевой дворец возник «на паях» с местным архиереем.
– Как раз в это время произошло еще одно событие, определившее судьбу Императорского дворца. В 1763 году Тверь пострадала от страшного пожара, город был полностью уничтожен.
– Екатерина, только что короновавшаяся, находилась в этот момент в Москве и восприняла тверской пожар как сигнал к решительным действиям. Реформаторский пыл молодой императрицы требовал демонстрации новых подходов ко всем сферам жизни. Она стремилась внести больше регулярности в российскую действительность. Сгоревшая Тверь дала ей возможность воплотить все эти намерения. В результате архитектурного эксперимента Тверь стала первым провинциальным городом России, который был построен по заранее составленному плану. В нем учитывались практически все архитектурные характеристики, все возможности благоустройства. Это был, по сути, идеальный классицистический город. А в идеальном городе существование императорской резиденции было оправданно.
– Строить новую Тверь мыслилось по образу Петербурга? Невский проспект упирается в центральную площадь, где и находится императорская резиденция. Подобная планировка отчасти была воспроизведена в Твери.
– В роли местного аналога Зимнего дворца оказались сгоревшие архиерейские палаты. Начальник тверской стройки граф Виллим Виллимович Фермор, которому предстояло восстанавливать после пожара архиерейские палаты, в прошлом был главой Канцелярии от строений, и самой известной его постройкой был ныне существующий Зимний дворец в Петербурге. Влияние этого опыта было, конечно, опосредованным, единственная прямая цитата относится к расположению резиденции на плане Твери. Разговор может идти, скорее, о проявлении в малом стиля мышления Фермора – пристрастии к барокко и привычке к размаху. На месте палат возникла полноценная дворцовая резиденция, которая по габаритам могла сравниться если не с самим Зимним, то уж точно с пригородными резиденциями Петербурга – старой частью Екатерининского дворца в Царском Селе, Павловским и отчасти Петергофским дворцами.
Поначалу новому зданию, построенному в 1763–1778 годах известным русским градостроителем Петром Романовичем Никитиным, было отказано даже в статусе дворца. Он назывался Архиерейским домом, хотя и имел царскую половину – архиерей и молодая императрица делили здание между собой. Но подобное соседство начало стеснять Екатерину. Было решено, что императорский быт трудно совместить с бытом духовенства. Архиерею за казенный счет построили другую резиденцию, и Тверской дворец стал императорским.
Но за время своего правления Екатерина II побывала здесь немногим более десятка раз. Расцвет Императорского дворца начинается во времена Александра I. Именно тогда Тверь становится резиденцией его любимой сестры, великой княгини Екатерины Павловны, и ее мужа, принца Петра-Георга Ольденбургского. Екатерина Павловна была интересная женщина с мужским складом ума и большими политическими амбициями. Она претендовала на определенное влияние при дворе, ей важно было сохранять контакт со своим венценосным братом. И она решительно не хотела отправляться за границу женой второстепенного иностранного монарха. Поэтому был организован ее брак с принцем Ольденбургским. По брачному контракту переехавшему в Россию Георгу полагались на выбор любое генерал-губернаторство и высокая должность. Принц выбрал губернию, специально по этому поводу составленную из самых благоустроенных областей Центральной России – Тверской, Новгородской и Ярославской. Георг Ольденбургский также стал директором путей сообщения. В то время Тверь лежала на пересечении двух основных транспортных артерий европейской части страны. Здесь сухопутная дорога из Петербурга в Москву пересекалась с Вышневолоцкой водной системой, по которой грузы с Волги через систему притоков и каналов шли в Петербург. Неудивительно, что для своей резиденции управляющий путями сообщения Российской империи выбрал этот город.
Княгиня Екатерина Павловна и Георг Ольденбургский поселились во дворце в 1809 году, а в 1812-м их тверское житье было прервано войной с Наполеоном. Супруги покинули Тверь, а по возвращении в одном из военных госпиталей принц Георг заразился тифом и умер. Княгиня навсегда покинула город. Самый яркий период в истории Тверского императорского дворца закончился. Но за эти три года он прожил насыщенную жизнь великокняжеской резиденции, которая по богатству сюжетов и обилию значимых гостей была гораздо интенсивнее, чем, например, жизнь Михайловского замка в Петербурге. В гостях у великой княгини часто бывал Александр I. В Тверь заглядывал его младший брат, Константин, наведывались императрица-мать Мария Федоровна, столичная аристократия.
– В Императорском дворце сложился и своего рода политический салон? Ведь Екатерина Павловна претендовала на негласное руководство национальной консервативной партией при российском дворе.
– В Твери был интеллектуальный штаб этого движения. Одной из его главных фигур был писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. По предложению Екатерины Павловны Карамзин составил известную «Записку о древней и новой России», в которой критиковал программу либеральных преобразований, намеченную молодым императором. С помощью княгини записка была передана Александру I и послужила поводом для его охлаждения к Карамзину. В резиденции принцессы Ольденбургской бывал и будущий военный губернатор Москвы Федор Васильевич Ростопчин, оставшийся в истории как «поджигатель» древней столицы в войне 1812 года и автор знаменитых патриотических прокламаций. Благодаря тверскому политическому салону он и получил эту прославившую его должность.
– А самый интенсивный период использования дворца – годы правления Александра I и Николая I?
– Члены царской фамилии постоянно курсировали между Петербургом и Москвой. Императорский род разросся, появилось множество великих князей, которые обзавелись собственными семьями. Все они имели право здесь останавливаться. Помимо них в Тверской дворец приезжали иностранные венценосные особы, вроде прусских родственников российского императора. Здесь останавливался персидский царевич Хозрев-мирза, направлявшийся с извинениями к Николаю I за разгром русского посольства в Тегеране в 1829 году.
При Александре I дворец был сильно реконструирован в соответствии с господствовавшей тогда модой на стиль ампир. Руководил строительством будущий знаменитый архитектор Карл Росси. В интерьерах дворца появилось много мебели, которая частью была выполнена по его эскизам, а частично поступила из других резиденций и дворцов.
– В конце царствования Николая I между столицами открыли железную дорогу и значение тверской резиденции резко снизилось?
– Да, но упадок Императорского дворца не произошел сразу. В придворном обиходе того времени долго бытовало убеждение, что даже временно пустующая резиденция может пригодиться позже. Но решающим в жизни дворца становилось личное мнение монарха. Если ему нравилось место, он, не принимая в расчет практические соображения, резиденцию возвышал. Именно так к Тверскому дворцу поначалу отнесся Александр II. Возможно, он помнился ему детскими посещениями. Александр II стал инициатором большой реконструкции дворца. Сегодня дворец, переживший в общей сложности четыре реконструкции, выглядит так, как во времена этого императора.
– Но ведь в истории дворца был эпизод, когда он мог пережить свой второй великокняжеский период.
– Тогда он едва не стал резиденцией для крайне своеобразной фигуры в семье Романовых – великого князя Николая Константиновича, сына младшего брата Александра II. Блестяще окончив Академию Генерального штаба, Николай Константинович попал в деликатную историю и в одночасье стал изгоем в императорской семье. На одном из балов в Европе он познакомился с американской танцовщицей Фанни Лир. У них начался роман, Лир в этот момент уже была разведена и имела малолетнюю дочь. Поведение Николая Константиновича встревожило его венценосных родителей. С ним обошлись очень жестоко, фактически он был объявлен сумасшедшим и всю жизнь провел под опекой. В качестве одного из вариантов его пожизненного заточения рассматривался и Тверской дворец, который был для царственного изгоя дорогим местом. Но с желаниями узника не очень-то считались, в итоге Николай Константинович был отправлен в Среднюю Азию.
История с Николаем была последней, когда дворец еще мог рассматриваться как резиденция. Потом члены императорской фамилии окончательно потеряли к нему интерес. В резиденции текла обыденная жизнь. Но при этом каждый монарх придавал ей свои индивидуальные черты. Тверь в этом смысле счастливый город, она видела всех монархов – от Петра I до Николая II. Так или иначе они проезжали через город, а со времени правления Екатерины II до Александра II останавливались здесь надолго. В Твери жизнь венценосных особ составляла часть быта. Как и жители Петергофа, тверичи могли наблюдать повседневность императорской семьи. Им было знакомо рыцарство Николая I: проезжая по городу, тот увидел бездомного инвалида войны и приказал поселить его во дворце. Они видели, как, уехав в 1831 году из охваченной холерой Москвы, тот же Николай I решил показать: закон един для всех – и две недели просидел в Тверском дворце на карантине. Жители города видели и желание Александра I показать свой либерализм. Например, он запретил тверским церквям приветствовать его колокольным звоном – зачем, когда и так понятно, что приехал монарх?
– Последние двадцать лет до революции были особым этапом в биографии дворца?
– Дворец был разделен на две половины. Одну отдали губернатору. В другую, по решению Николая II, въехал Тверской археологический музеум, один из старейших музеев русской провинции. Две части дворца зажили самостоятельными жизнями, и каждая из них достойна отдельного рассказа.
Музейная часть дворца продолжала содержаться за счет Удельного ведомства (министерство, управлявшее имуществом императорской семьи. – Прим. ред.). Это позволило оставить неприкосновенными все его интерьеры, что было большой удачей. Дело в том, что во времена правления Александра III дворец пришел в упадок. В отличие от представителей старшего поколения этого монарха не связывали с Тверью никакие личные воспоминания. Кроме того, Александр III взял курс на повсеместную экономию, а у исполнителей этот курс приобретал иногда совсем гротескную форму. На содержании дворца экономили повсеместно: на расчистке сугробов, уборке листьев, отведении талых вод. Из императорской резиденции начали вывозить все – ковровые дорожки, мебель... Открытие музея стало большой удачей: опустошение дворца прекратилось.
Музей, которому в следующем году исполнится 155 лет, начинался как областная промышленная выставка. В этот момент в Тверской губернии появился настоящий энтузиаст, увлеченный археологией и русской стариной, – Август Казимирович Жизневский. Он служил председателем Тверской казенной палаты, что не помешало ему в 1872 году стать заведующим Тверским историческим музеем. Жизневский покупал новые интересные экспонаты, снаряжал экспедиции на раскопки курганов и городищ и за несколько лет превратил тверской музей в самый значительный и богатый музей среднерусской провинции. Посещение Исторического музея стало обязательным ритуалом для приезжавших в Тверь лиц императорской фамилии.
– Пока западная часть дворца жила музейной жизнью, его восточную часть обживали губернаторы.
– Губернаторский период в истории дворца не менее интересный. Дворец выступал центром управления обширного региона и принимал все вызовы времени. Во время Первой мировой войны в нем находились мастерская противогазов, отделение Красного Креста. В парадной зале размещался госпиталь. За двадцать без малого лет Императорский дворец был резиденцией пяти тверских губернаторов. Трое из них впоследствии получили всероссийскую известность. Первым был князь Николай Дмитриевич Голицын, впоследствии премьер-министр Российской империи, встретивший на этой должности Февральскую революцию 1917 года. Вторым обитателем губернской половины стал князь Сергей Дмитриевич Урусов, будущий масон и видный либерал, а следующим – его политический оппонент, впоследствии известный участник монархического движения и белой эмиграции князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов.
Еще двое тверских губернаторов погибли на посту. 25 марта 1906 года взрывом бомбы, брошенной под экипаж, был убит Павел Александрович Слепцов. Ответственность за убийство взяла на себя местная организация эсеров. Позже на месте гибели губернатора была построена часовня, которая, к сожалению, не сохранилась. Но самой трагичной фигурой из обитателей Императорского дворца не монаршей крови был последний губернатор Твери, Николай Георгиевич фон Бюнтинг. Молва приписывала ему внебрачное родство с прусской императорской фамилией. Николай Георгиевич был единственным российским губернатором, убитым в ходе Февральской революции. Он пострадал из-за своих немецких корней. Всему городу было известно, что он пусть и неофициальный, но родственник кайзера. Бюнтинг был непростой человек – сложный, придирчивый. Его не любили. Смерть он встретил как человек чести. Своеобразие ситуации состояло в том, что Бюнтинг мог и не пострадать. Когда в Твери начался бунт, его не было на месте. Но, узнав о событиях, он оставил семью и прибыл в Тверь. По свидетельствам современников, Бюнтингу предлагали бежать, однако он отказался. Губернатор остался во дворце. Рассказывают, что, когда ко дворцу уже шла бушующая толпа, Бюнтинг не дрогнул, не попытался скрыться, а понимая, что сейчас его убьют, позвонил в консисторию и исповедался по телефону какому-то священнику, оказавшемуся у аппарата. Его выволокли из дворца, таскали по городу. Видный тверской юрист и руководитель местного отделения партии кадетов Александр Александрович Червен-Водали пытался спасти Бюнтинга. Но Николая Георгиевича закололи штыками те самые солдаты, которых поставили его охранять. Уже убитого, Бюнтинга вновь принесли в рабочий кабинет. В тот же день вся губернаторская половина Императорского дворца была разграблена.
– Да, 1917 год стал водоразделом в старой и новой истории дворца, как и всей страны.
– После революции началась чехарда с использованием губернаторской половины, туда непрестанно въезжали разные конторы. Затем резиденция пережила варварства военного коммунизма, когда ее разворовывали, а мебелью Росси топили печи. В 1920-е годы дворец был музеефицирован целиком, в этом качестве пережил еще один свой расцвет. Руководству музея удалось отстоять весь дворец. В основном потому, что половину здания занимал музей, его дворцовые интерьеры смогли избежать страшного погрома, который учинили на губернаторской половине. В 1920-е произошел колоссальный всплеск новых поступлений. Тогда эмиссары тверского музея отправлялись в уездные города, усадьбы или на крупные местные предприятия, связанные с художественной промышленностью, надеясь выявить там предметы искусства, сконцентрировать их в собственном хранилище и тем спасти.
Основным «донором» художественного собрания музея стала усадьба князей Куракиных Степановское-Волосово в Зубцовском районе. Оттуда поступила грандиозная картинная галерея. Куракинская коллекция формировалась с начала XVIII века и насчитывала немало редких экспонатов. Например, портрет одной из княжон в детстве, датированный первой четвертью XVIII века, что можно считать большой удачей: детский портрет был огромной редкостью в России того времени. Коллекция также содержала изображения монархов – Елизаветы Петровны, Петра I – огромные, больше человеческого роста, картины. Было в собрании князей и довольно большое количество работ зарубежных художников, антикварная мебель. Примерно к 1927 году картинная галерея музея настолько разрослась, что получила самостоятельный статус, со временем превратившись в Тверскую областную картинную галерею.
К сожалению, музейный период в истории дворца продолжался недолго. Вскоре началась идеологизация музейного дела: в экспонатах Императорского дворца теперь видели сохранение сословной памяти уходящего класса, потому музей все больше превращался в набор материалов, связанных с демонстрацией промышленности, природных ресурсов, животного и растительного разнообразия края. Началось уничтожение дворцовых интерьеров. В 1935 году дворец очистили от музея, переселив его в одну из церквей города. В императорской же резиденции разместился облисполком Калининской области.
– В Великую Отечественную оккупационные войска были в городе два месяца. Этого хватило, чтобы Императорский дворец понес невосполнимые потери.
– Во дворце находился немецкий штаб. Уходя из города, нацисты, как они часто поступали, подожгли дворец. Когда бои завершились, здание уже полностью выгорело изнутри. Сгорело все, что могло гореть, остались только каменные стены. Так же не повезло и музею. Фондам музея был нанесен критический ущерб, и многие коллекции пришлось восстанавливать с нуля.
– Картинной галерее повезло больше.
– В октябре 1941 года немецкие войска прорвали фронт и заняли Тверь. Никто не был готов, что это произойдет так быстро. Фонды галереи были законсервированы для эвакуации в подвале церкви, в которой экспозиция находилась до войны, но вывезти их не успели. Только благодаря колоссальному везению экспонаты пролежали в ящиках все два месяца, пока немцы находились в городе. Один из сотрудников музея, Сергей Николаевич Юренев, остался в Калинине, чтобы присматривать за коллекцией. Он представился немцам директором художественного музея. Это было неправдой, но так было проще взаимодействовать с оккупационными властями. Юренев всеми силами старался отвадить нацистов от драгоценных ящиков. Какими-то малоценными экспонатами ему пришлось пожертвовать. Некоторые картины просто не успели снять, и немецкие офицеры разобрали их на трофеи. Но до основной, самой ценной части коллекции, немцы не добрались. В итоге утраты собрания были незначительны. Но за спасение коллекции Юреневзаплатил высокую цену. Его обвинили в сотрудничестве с оккупантами и дали срок. Отсидев его, конец своей жизни он провел в Средней Азии.
– Был еще один человек, которому художественная галерея Императорского дворца обязана своим существованием, – Елена Константиновна Мроз.
– Про Мроз говорили, что она ушла от собрания произведений искусства последней и вернулась к нему первой – на девятый день после освобождения города в декабре 1941 года. Стояла холодная зима, в разрушенном, почти полностью выгоревшем городе Елена Константиновна сразу идет в музей и начинает разбирать в подвале церкви чудом сохранившиеся ящики.
– Как возвращали к жизни Императорский дворец?
– Практически сразу после освобождения Тверь была включена в список городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Она была очень сильно разрушена, сильно пострадал и дворец. Его первая реставрация, которая прошла в 1942 году, не носила научного характера. Предстояло просто восстановить здание – перекрыть крышу, настелить пол. Что-то первым, героическим реставраторам дворца удалось сделать. Например, был восстановлен Белый зал. Правда, при этом допустили несколько невольных ошибок. Зал назывался Белым по цвету стен. Однако при послевоенной реконструкции его покрасили иначе, и довольно долго для жителей города Калинина он оставался «розовым». Это сейчас Императорский дворец отреставрирован на основании многочисленных визуальных источников, а первые реставраторы восстанавливали его, использовав в виде подсказок детали интерьеров, случайно сохранившиеся во время бомбежек и пожаров.
После войны дворец долго переживал период случайного использования. Его занимали, сменяя друг друга, разные госучреждения. Сейчас все здание Тверского императорского дворца занимает картинная галерея. Оно приведено в порядок и находится, вероятно, в наилучшем состоянии за последние полторы сотни лет.
– А как относятся тверичи к Императорскому дворцу?
– Императорский дворец кажется жителям Твери столь естественным, что им не приходит в голову, что это – редкая особенность, уникальное отличие их города: «А что, разве есть губернские города без императорских дворцов на центральной площади?» Он как воздух и вода.
Императорский дворец так же формирует атмосферу Твери, как и другие монаршие резиденции – Петергоф или Царское Село. Перестраиваясь и погибая под бомбежками, переживая взлеты и падения, он неотделим от города. Может быть, поэтому у него даже нет прозвища. Как в Петербурге – Зимний, в Твери Императорский тоже – просто Дворец. С большой буквы.
Редакция благодарит Общенациональную ассоциацию Автомототуризма и караванинга за помощь, оказанную в подготовке материала.