Начало Тут.
Нина Агошкова.
Часть 4. Кузявки
Сон дядюшки Фо
Ночью дядюшке Фо приснился сон: он шел по сиреневой траве, мягкой и блестящей. На фиолетовых деревьях сидели белые, желтые и красные птицы с длинными хвостами и перекликались между собой мелодичными голосами.
В просветах между стволами мелькали диковинные животные: с длинными шеями, гребнями на спине, громадными пастями. Но они не пытались напасть на гнома – просто порыкивали предупредительно.
С цветка на цветок перелетали бабочки. Правда, цветы были больше похожи на колючки, а бабочки на толстеньких шмелей. Но в голове всплыло само собой их название: кузявки. Одна такая мохнатая толстушка спикировала прямо на Фо, оглушительно загудев при этом.
Испуганный гном встрепенулся всем телом и открыл глаза.
– Б-р-р, приснится же такое!
Вдалеке прогудела утренняя электричка.
– Вот почему мне приснились те огромные, толстенькие бабочки! – подумал Фо, заправляя постель. В следующую минуту он думал уже о том, что приготовить себе на завтрак, а мысли о кузявках вылетели из его головы.
Таинственное исчезновение
В заботах пролетел день. На затихающий лес опустились сумерки. Синие тени заползали под деревья, превращая их ветви в причудливые фигуры. Насекомые спешили по домам, чтобы уснуть до утра. Птицы устраивались в кронах, изредка трепеща крыльями, чтобы сохранить равновесие на ветке. Дядюшка Фо, прихватив свой волшебный свисток, отправился будить друзей – светлячков.
Однако на этот раз его поджидала неудача.
Дойдя по тропинке до старого пенька, гном просвистел мелодию, но светлячок по имени Вольтик не появился.
Гном решил разбудить остальных, поспешил к поваленному дереву и снова засвистел. Второй светлячок, Лютик, тоже не вышел на его зов.
История повторилась и возле травяной кочки, и возле берёзы, и у гриба чаги – ни один светлячок не откликнулся на звук волшебного свистка.
– Катастрофа! – вскричал гном, – куда они могли исчезнуть все сразу?
Привычный порядок вещей был нарушен, и это расстраивало и огорчало больше всего. Мало того, что лес останется на всю ночь без света, так ещё и с друзьями неизвестно что случилось!
Что же делать?
По дороге к дому гном думал: «Что же делать? Кого позвать на помощь?»
В прошлый раз, когда пропал Люксик, помогли мыши. Но неудобно просить их о помощи постоянно. Как бы то ни было, придётся отложить поиски до утра.
«Утро вечера мудренее, я уверен, что ещё увижу своих друзей. Вольтик, Лютик, Ветлик, Светик, Люксик – где бы вы ни были, я непременно вас отыщу!» - так думал гном, когда возле его ног кто-то пропищал:
– Дядюшка Фо! Я знаю, кто тебе поможет!
– Кто здесь? – вздрогнул от неожиданности гном.
– Это я, кузнечик Бим.
– Ты знаешь, где светлячки?
– Нет, я не знаю. Но я видел, как они разговаривали с гусеницей Ликой. Возможно, она что-то знает про их таинственное исчезновение.
– Опять Лика! – в сердцах сказал гном, – от этой гусеницы только и жди каких-то неприятностей!
Но Бим уже не слышал его – он ускакал в сторону своего домика.
– Ну, хоть какие-то новости, – успокаивал себя дядюшка Фо, – завтра я узнаю всё, что известно Лике!
С этими мыслями гном улегся в кровать, и долго вертелся с боку на бок, пытаясь уснуть.
И снова, как в прошлую ночь, приснились ему толстенькие, мохнатые кузявки, перелетающие с одного колючего цветка на другой.
Гном ищет Лику
– Почему этот странный сон ко мне привязался? Быть может, он – вещий и что-то означает? – подумал, проснувшись на следующее утро, гном.
Приготовив на скорую руку завтрак и подкрепившись, он составил план действий:
– Так, сейчас пойду по своей тропинке и буду по дороге спрашивать у всех подряд про светлячков и Лику. Вдруг кто-то их видел?
Сказано – сделано. Однако спешащие по своим делам муравьи, пчёлки и звонкоголосые птицы – никто не видел светлячков и гусеницы со вчерашнего дня.
Но дядюшка не терял надежды и продолжал расспрашивать всех подряд.
И вот, когда время уже близилось к полудню, гному, наконец, повезло. Одна бабочка-капустница, греющая крылышки на солнце, сонно ответила на его вопрос:
– Да, я видела Лику. Она летает где-то там, на опушке.
– Уже летает? – не своим голосом воскликнул гном, – даже представить себе боюсь, что она могла наговорить светлячкам!
– Чем гадать, лучше пойди и спроси, о чём они разговаривали, –бабочка сложила крылышки и задремала, не обращая больше внимания на дядюшку Фо.
– Не уследишь за этой Ликой, – бормотал себе под нос гном, бегом направляясь на опушку, – ну, погоди у меня!
На опушке
Запыхавшись, он выскочил на открытое место и огляделся: несколько бабочек порхало над цветами, опыляя их и заодно лакомясь сладким нектаром. Фо обратился к ближайшей из них, с кирпично-коричневыми крылышками:
– Простите, вы не подскажете, где я могу найти Лику?
– Лику? Да вон же она! – и крапивница указала на махаона – самую красивую бабочку из тех, что летали над поляной. Лимонно-желтые передние крылья с чёрными полосками, удлинённые, с «хвостиками», задние крылья, синие пятна и красно-бурый глазок на них – всё притягивало взгляд к этой великолепной, крупной бабочке.
Недолго раздумывая, гном набрал в себя побольше воздуха и громко позвал:
– Лика! Лети сюда!
Махаон изменил направление полёта и устремился к месту, где стоял гном.
Усевшись на цветок, бабочка спросила голосом Лики:
– Привет, дядюшка Фо! Какие-то проблемы?
– Лика! Когда ты превратилась в бабочку? – спросил взволнованный гном,
– Когда? Дай-ка я вспомню… а, точно – вчера утром. Вот с тех пор и летаю. Тебе нравятся мои расписные крылышки?
– Да… нравятся, конечно, нравятся! Только куда ты дела светлячков? Кузнечик Бим сказал, что ты о чём-то с ним разговаривала! – Фо не ожидал, что из зелёной, покрытой черно-оранжевыми пятнышками и полосками, гусеницы, может получиться такая красавица. Но сейчас его волновала не она, а исчезнувшие светлячки. – Лика, с ними что-то случилось, я нигде не могу найти своих друзей!
Зависть или любопытство?
– Да ничего страшного с твоими друзьями не произошло. Просто их погубила собственная зависть!
– Причём здесь зависть?
– Ну, может быть, и не зависть, а любопытство. Или необразованность. Это как посмотреть. Они же книжек не читают?
– А для чего им читать книжки? – совсем уже запутался гном.
Тогда Лика рассказала дядюшке Фо, что случилось прошлым утром. Увидев махаона, порхающего среди деревьев, светлячки с восхищением следили за его полётом. Как вдруг услышали, что бабочка обращается к ним:
– Привет, ребята! Вы меня не узнаёте?
– Не-е-т… – ответили удивлённые светлячки.
– Да это же я, Лика!
– Лика? Не может быть! Ты же была длинная и зелёная! – закричали светлячки.
– Тогда я была гусеницей, потом куколкой, а сегодня вышла из кокона и стала вот такой бабочкой! Как вам мои крылышки?
– Они замечательные! Они красивые! – наперебой загомонили светлячки.
– А как ты это делаешь? – заинтересованно спросил Ветлик, – есть какой-то способ стать бабочкой? Остальные светлячки затихли, прислушиваясь к тому, что ответит Лика.
– Ну-у-у, сначала я грызу листики, потом заворачиваюсь в тоненькую паутинку, наматывая её на себя – так получается кокон, или куколка – вы её видели на ветке берёзы. А потом внутри звенит будильник, подсказывая мне, что пора вылезать, и я – та-дам! – появляюсь на свет уже бабочкой.
– Интересненько… – задумчиво проговорил Ветлик, потом обратился к друзьям:
– А что, если и мы с вами станем бабочками? Как вы на это смотрите?
– Идея хорошая, – важно промолвил Светик, – вот только получится ли? Мы же не гусеницы!
– Никто из светлячков раньше не пробовал превращаться в бабочку! – высказался Люксик, – Вдруг как раз у нас и получится? Посмотрите, какой красавицей стала Лика! И я так хочу!
– Дядюшку Фо жалко, – загрустил Лютик, – он так к нам привязан. Кого же он станет будить по вечерам? И кто будет освещать наши участки леса ночами?
– Да перестаньте! – воскликнул Ветлик, – неужели вам не хочется попробовать, почувствовать крылья за спиной?
– Но у нас и так есть крылья!
– Есть, да не такие нарядные! Вы как хотите, а я превращаюсь в куколку!
С этими словами Ветлик полетел к своей кочке и забрался в домик. С собой он захватил берёзовый листочек – ведь паутинки у него не было.
Устроившись поудобнее, светлячок завернулся в листик и приготовился ждать. Ждать, когда прозвенит будильник, и он из неприметного жучка превратится в яркую бабочку.
Разлетелись по своим домикам и остальные светлячки, точно так же укутались в листочки и застыли в ожидании. Все они решили стать бабочками. Потому-то никто и не вышел вечером на звук свистка дядюшки Фо.
Мы такие, какие есть!
Вот такую историю поведала дядюшке Фо Лика.
– Ай, да ребята! Ну и фантазёры! – воскликнул гном, – хорошо, что ты мне всё рассказала. Нужно срочно их вытаскивать из коконов, иначе они пропадут с голоду! Лети за мной! Твоя помощь пригодится.
– Уже лечу! – ответила бабочка Лика, устремляясь вслед за гномом.
Переходя от домика к домику, от одного светлячка к другому, Фо объяснял незадачливым экспериментаторам, что их затея была с самого начала невыполнимой:
– Вы поймите, мы так созданы. Кто рождён быть муравьём, никогда не станет птицей, и наоборот!
А светлячков и не пришлось долго уговаривать. За два дня они выспались, отлежали себе бока и очень проголодались.
И больше не хотели превращаться в бабочек.
– Прости нас, дядюшка Фо… – со вздохом сказал Люксик, – в следующий раз, прежде чем сделать что-то, мы будем советоваться с тобой.
– Хорошо, что всё закончилось благополучно, – ответил им гном, – и запомните на будущее: мы все такие, какие есть! Природе нужны и насекомые, и птицы, и животные, и пресмыкающиеся! – Потом Фо добавил:
– А ещё вам нужно читать книжки – в них написано обо всём на свете, и вы больше не попадёте впросак!
Поздним вечером, отправив светлячков освещать лес, дядюшка Фо наконец-то вздохнул спокойно. А перед сном с улыбкой прошептал: «Кузявки… видимо, не зря мне снился тот сон…»
Продолжение Тут.
Уважаемые читатели, если вам понравилась сказка, обязательно ставьте лайк, комментируйте и непременно подписывайтесь на канал. Продолжение этой сказки, и новые сказки Нины, я обязательно опубликую, если увижу ваш интерес.