В послесловии к этой книге приводятся слова Умберто Эко: «Я написал эту книгу потому, что хотел написать». Честнее и не скажешь. Возможно, более честным было бы высказывание в духе: «Я написал эту книгу потому, что хотел славы и денег». Хотя, для славы и денег лучше было бы написать книгу для более широкой аудитории, а Эко писал свою книгу таким образом, чтобы она была как можно более сложной.
Да, здесь есть завлекалочка в виде детективного сюжета, но это детектив не больше, чем «Преступление и наказание». Это такой историческо-религиозно-философский роман. И это настолько сложная книга, что в процессе чтения я буквально чувствовал, как у меня растут мозг и высокомерие. Под конец я уже даже хотел вступать в философские диспуты и рассуждать о религии, при этом через одно вставляя латинские слова. Я даже захотел отыскать в интернете упоминаемую в романе книгу, нашёл её, скачал, но в процессе перелистывания её страниц компьютер словил вирус…
Пару слов о сюжете – первоначально названная «Аббатством преступлений», но вовремя измененная на более загадочное название «Имя розы» (хотя в некоторых странах книга вышла под совсем уж пошлым названием «Секс в монастыре»), история повествует о бывшем инквизиторе с выдающимися умственным способностями. Он вместе с молодым и неопытным послушником направляется в аббатство для расследования загадочного убийства. И в процессе расследования раскрываются темные тайны аббатства, страсти и пороки его жителей и их таинственное прошлое, а ещё оказывается, что убийство было не единичным, а серия убийств происходит словно по книге Апокалипсиса .
Эта книга для терпеливых, потому как здесь значительное место занимают философские и теологические рассуждения, часто автор отвлекается от основного повествования для экскурса в историю и описания политической обстановки в Европе 14-го века. И раз уж речь зашла про описания – боже, как же здесь много описаний! Сам Гюго бы обзавидовался от такого. А ещё очень много латыни – не меньше, чем французского в «Войне и мире». Но это и не удивительно – автор подражал книгам и манере разговоров в то время, для чего перелопатил не один десяток книг того времени, чтобы создать нечто максимально близкое к ним. Получилось ли у него это – скорее да, но я точно сказать не могу, потому как для этого надо самому прочитать немало книг 14-го века, а у меня не желание это делать совпадает с невозможностью этого. Поверим автору, хотя стоит признать, что текст действительно выглядит каким-то устаревшим, старомодным если сравнивать его с другими книгами, написанными в 20-м и даже 19-м веке.
И в упомянутых выше философских и религиозных спорах и кроется суть романа, как мне показалось. Ведь это роман о книгах, о запретных знаниях и об их пагубном и одновременно благостном влиянии. Это роман о страсти и преданности своему делу, о том, на что готовы пойти люди, ради сохранения секретов или не допущения к опасным знаниям. Это роман о взрослении и это исповедь старого человека, который чувствуя приближение смерти решает рассказать о том, что его волновало в юном возрасте и какие чувства он испытывал и как ему сейчас этого не хватает. Это многоуровневый роман, который даётся невероятно сложно. Да это вообще чертовски тяжелая книга, которую автор старается объяснить тем, кто был терпелив к его книге.
В самом начале отзыва я писал о том, что автор делал свою книгу намеренно более сложной, чтобы отстранить от неё неподготовленных читателей. Но, перед романом он написал развернутое предисловие, в котором поведал, что нас ждёт. После романа он представил обширное послесловие, в котором попытался объяснить всё, начиная от названия, заканчивая объяснением наличия исторических вставок и обширных описаний. То есть, автор то написал сложную книгу, но это не было чем-то в духе «это книга не для быдла, а только для продвинутых интеллектуалов, а кто не понял, идите лесом!». Он вставил в книгу много сносок, объяснений, но вместе с тем в послесловии он не разжевывает всё досконально, оставляя простор и для наших раздумий. То есть, автор выложился на все 100%, но только для тех, кому книга интересна и кто готов копаться в ней и меня такой подход к читателям очень радует.
Подытожим. Детективный сюжет, неожиданные повороты, загадки и ребусы – всё это есть, но это не главное. Вся «соль» и прелесть романа заключается в его сложности, в длинных филосовстованиях и религиозных спорах, в исторических вставках и длинных описаниях – это всё делает роман таким оригинальным и необычным.