Вы наверняка полагаете, что исторические мифы и истина — это что-то несовместимое и враждебное, как лед и пламень, мед и деготь, дерьмо и дно проруби.Нет, это совсем не так: одно плавно переходит в другое в точности так же, как на линии горизонта море сливается с небом. Это происходит во глубине научных штудий: слияние несоединимого происходит где-то между двухсотой и семисотой страницей убористого со сносками текста. Точнее не определишь, поскольку никто никогда туда не добредал в ясном уме и трезвой памяти. И понятней всего проблема исторической правды иллюстрируется историей с «золотыми шляпами волшебников бронзового века».
Этих странных объектов известно ровно четыре: три хранятся в Германии, один — во Франции. Все чудесным образом обретены в последние два столетия и долгое время не имели братишек-сестренок среди археологических артефактов любых эпох и регионов. Такое сиротство очень историков мучило: представьте себе древний макрорегион - жизнь течет себе неспешно, люди немножко строят, немножко пашут, малость друг друга режут… И внезапно вспышка: ниоткуда возникают гигантские золотые объекты исключительно тонкой работы, эдакие ювелирные эпплбуки среди арифмометров, и снова — покой, пахота, тихая резня на многие столетия...
Сейчас вот, спасибо благодетелю-интернету, удалось успокоить смятение археологов. Сличение и сопоставление объектов, их систематизация по любым характеристикам в наши дни забава для дурака и лентяя: сиди да только палец о мышь мозоль. И вот обнаружились вещи, которые принято полагать состоящими в стилистическом родстве с золотыми шляпами. Это, во-первых, шлем, тоже золотой, известный как «Корона Кромерфордов».
Тот же рассказ в картинках, рекомендую:
Ее отыскал какой-то чумазый ирландец, буквально — как жемчужину в навозной куче: копал яму то ли под отхожее место, то ли под сметник. Еще почему-то эта шляпа называлась современниками «ночная ваза» или «судно» — ну, может вживе было в данном объекте что-то эдакое. В любом случае, до нас он не дошел: в дни Славной революции благородные Кромерфорды дали тягу на континент и с 1692-го этот шлем известен по довольно приблизительному рисунку.
Все, что нам осталось от "вазы Кромерфордов"
Еще есть нагрудная, ничуть не менее золотая, пектораль из Уэльса, которую нашли в 1833. Ее датируют 1900-1600 годами до нашей эры. Орнамент на этой штуке совсем такой же, как на шляпах, но вот беда: между ними лет 500-600. Это даже по меркам уже писанной, близкой к нам — рукой подать, — истории много. Ну, это совсем так же, как, скажем, если бы в Ирландии начала XVI-го века и в Рязани середины XX-го делали стилистически идентичные предметы роскоши. А уж в ту-то пору… Денег еще нет. Товарообмен есть, но довольно жиденький. И, честно говоря, совершенно невозможно высчитать бараний или огуречный эквивалент такой вот златокузнечной конструкции. Ведь надо понимать, что золото добывалось в одном месте, плавилось в другом, ковалось в третьем, а носилось в виде шляпы или пекторали вообще у черта на куличках в четвертом: на всех этих производственных итерациях кто-то целиком и полностью оплачивал полуфабрикат промежуточному владельцу сельхозтоваром или продуктами горнодобычи.
Тут все странно, по правде говоря, но совершенно невозможно представить себе мундиры жрецов, которые делались совершенно одинаковыми в удаленных друг от друга на 600 лет и 1700 километров Пруссии и Уэльсе… В общем ученым, похоже, просто очень хочется увидеть в нагруднике и колпаках части чьей-то униформы: простим им эту слабость. А в том же интернете отыскались полустершиеся следы еще каких-то золотых шляп, которые были найдены в Испании да впоследствии сгинули. Но от них даже рисунков не осталось, так что сочтем это волнением информационного эфира.
Так что же наши волшебные шляпы? Принято считать, что им всем по 3 тысячи лет (плюс-минус две сотни) и соорудили их в эпоху, когда единый кельтский язык пановал на просторах от нынешней Болгарии до теперешних Испании с Ирландией.
Надо понимать, что протокельтская культура — что-то вроде сферически-вакуумного коня. Это сейчас ежедневная газета и больно липнущая к пальцам линейка учителя гарантируют языковое единство от Владивостока до Брайтон-Бич или, например,от Парижа до Новой Каледонии. А три тысячи лет тому назад в речевом обороте было 2 тысячи слов. А в деревеньках, разделенных тысячей километров, слова эти произносили очень по-разному — часто просто не узнать.
В общем, протокельты Черного и Северного морей вряд ли сознавали свое родство и друг друга понимали. А магические-токолпаки, как велено считать, носили особо важные люди чуть не от Одера и чуть не до Луары. Золотые шляпы однотипны: в самой высокой — 90 сантиметров, в остальных — 50-70. Весу в них, несмотря на зримую громоздкость, всего ничего: почти метровый колпак из Нюрнберга тянет на смешные 280 граммов. Последние лет 10-15 яйцеголовые тщательнейшим образом изучили берлинский золотой колпак и обнаружили удивительные вещи.
Точнее даже — необъяснимые. Конструкция у такого штраймла настолько хитрая, что не всякий янкель его соберет. Шляпа не выкована и не отлита: она свернута из золотого листа, толщиной от четверти до полумиллиметра. Такое и сейчас редкому златокузнецу доверишь. А шляпа была, вдобавок, украшена самым изощренным узором: его чеканили или прокатывали на золотом листе (золотой фольге?) и, скручивая лист в шляпу, узор надо было не помять. Углубления орнамента заливали чем-то вроде смолы или воска, чтобы сохранить в целости. Внутрь помещали еще одну шляпу, служившую каркасом — она делалась из чьей-то шкуры мехом внутрь.
Недаром я упомянул штраймл: только протокельты были в кустарном деле законченным антисемитами в области кустарных технологий— шапка-то не как у людей, а мехом внутрь. Вы только представьте себе этих кудесников от ювелирного искусства: щипчиков-пинцетов-тисочков-мелкоскопов нет в помине, но это никак не мешало кельтскому левше ковать заскорузлыми руками изысканную шляпу дорогому царю-жрецу. И ладно бы только наше воображение — но сопромат тоже против. Золото, конечно, металл мягкий, но, будучи раскатан в блин, становится вполне себе ломким и при попытке согнуть в конус идет трещинами.
Для сохранения пластичности его надо нагревать до 750-ти градусов Цельсия и потом поддерживать эту температуру в протяжение всех дальнейших манипуляций - пока будете гнуть, сшивать края листа ковкой и тому подобное. Погрузимся, однако, воображением в ту эпоху: стоит мужичина в дерюжном фартуке на голое тело, чтобы лишнее не обжечь — мехами поддувает, поленцами огонь питает, бронзовым кувалдометром производит уточнение габаритов заготовки. При этом вальцует золотой лист площадью в квадратный метр, прогревая фрагмент за фрагментом. И даже не вальцует — на листе-то уже чеканка: просто сгибает… Есть в этом необъяснимая производственная магия.
Но и это еще не все. Берлинскую шапку изучили чуть не под микроскопом и насчитали на ее тулье и полях 1739 декоративных элементов. В основном — круги и полумесяцы, но есть также точки, собранные в 10-лучевые звезды. Въедливые немцы долго прикидывали - как опоясывающие круги соотносятся с последовательностью их размещения на конусе? И постановили: это календарь, рассчитанный на 57 месяцев. С возможностью делать поправки на набегающую погрешность (ну, как у нас: високосный год-не високосный).
Традиционно все эти расчеты увязываются учеными с сельхозциклом — когда сев вести, когда убирать... Я не специалист, конечно, но думается мне, что калькуляции превосходили сложностью обсчитываемый предмет многократно. Сев-жатва обычно к сезону привязываются приблизительно: ориентируется-то пахарь все равно на погоду, а не на положение звезд. Под весенний снежок посеешь — кого потом винить, подыхая с голоду? Большую Медведицу? Немцы явно переоценивают предков: кто составляет гороскопы урожая с логарифмической линейкой?
Тогдашний дед-хлебороб таблицу умножения вряд лизнал. Ну, пускай даже жрец был специалистом в интегрировании и расчете орбит — так ведь засухи-ураганы астрономически не особенно предскажешь. Вдобавок, немцы, изучив берлинский колпак, все-таки полагают, что часть знаков была сугубо декоративной: в общем, календарь полагалось здесь считать, а тут — только разглядывать и наслаждаться его красотой.
Меня же больше смущает вот что. Кто пытался воплотить идею в материале всегда сталкивался с проблемой: как объяснить рукастому кустарю, чего именно ты хочешь? Человечество придумало чертежи и ПТУ, чтобы сделать продуктивной коммуникацию исполнителя и автора проекта. А тогда как это выглядело? Царь-жрец сидел неделями рядом с горном и пальцем в золотой лист тыкал? «Здесь кружок, здесь полумесяц! Рядами по 20 элементов, помещай точно друг над другом, иначе в них не будет астрономического смысла»? Если исполнитель не понимает, как устроен объект, он в нем чудовищных огрехов понаделает и Марс по орбите Полярной звезды пустит. Как этого удалось избежать золотошляпнику? Они ведь и тогда были безумны, а не только при Кэролле?
В итоге наука предлагает вот какое объяснение этим шапкам. Жили-были протокельты и существовал у них один на все протокельтское пространство обычай: выбирать себе царя-жреца. Этот благородный господин носил в дни церемоний высоченный золотой колпак, а в Ирландии — еще и золотые наплечники. Надо понимать, что городов тогда не было, государств — тоже: был данный царь-жрец вождем полусотни деревень, которые и собрали ему огурцов с морковью на все его роскошное ритуальное облачение. И вот похаживал этот человек перед простецами и объяснял: «У нас тут весеннее равноденствие намечается, так сеять будем за 12 дней, а в канун летнего солнцестояния займемся уборкой корнеплодов!». Выглядит эта картина фантастической, но считается научной.
Есть, правда, в истории с шапками сюжетообразующий момент: все золотые шляпы загадочного происхождения. Ни одну не нашли археологи, ни к одной не прилагается сопутствующий материал с раскопок. Самый высокий и хорошо сохранившийся колпак вообще купили у анонимного швейцарского коллекционера. Хронологическую привязку шляп делали, ориентируясь на стиль орнамента.
Хотя, в общем, грех, конечно, ученых корить: они тоже люди, тоже хотят верить в волшебство и магию. А XIX век, из которого эти шапки в большинстве своем происходят — это вообще эпоха состязания французского и германского национализма. В том числе, по части того, чья история погероичнее. Итак, пока немцы галлов пока побеждают со счетом 3:1. Дочитали — подписывайтесь, лайкайте, буду благодарен!