Найти тему
Земля круглая, проверено!

Волшебные золотые шляпы гаррипоттеров бронзового века

Вы наверняка полагаете, что исторические мифы и истина — это что-то несовместимое и враждебное, как лед и пламень, мед и деготь, дерьмо и дно проруби.Нет, это совсем не так: одно плавно переходит в другое в точности так же, как на линии горизонта море сливается с небом. Это происходит во глубине научных штудий: слияние несоединимого происходит где-то между двухсотой и семисотой страницей убористого со сносками текста. Точнее не определишь, поскольку никто никогда туда не добредал в ясном уме и трезвой памяти. И понятней всего проблема исторической правды иллюстрируется историей с «золотыми шляпами волшебников бронзового века».

Этих странных объектов известно ровно четыре: три хранятся в Германии, один — во Франции. Все чудесным образом обретены в последние два столетия и долгое время не имели братишек-сестренок среди археологических артефактов любых эпох и регионов. Такое сиротство очень историков мучило: представьте себе древний макрорегион - жизнь течет себе неспешно, люди немножко строят, немножко пашут, малость друг друга режут… И внезапно вспышка: ниоткуда возникают гигантские золотые объекты исключительно тонкой работы, эдакие ювелирные эпплбуки среди арифмометров, и снова — покой, пахота, тихая резня на многие столетия...

Французская золотая шляпа, музей в Сен-Жермен-ан-Лэ
Французская золотая шляпа, музей в Сен-Жермен-ан-Лэ

Сейчас вот, спасибо благодетелю-интернету, удалось успокоить смятение археологов. Сличение и сопоставление объектов, их систематизация по любым характеристикам в наши дни забава для дурака и лентяя: сиди да только палец о мышь мозоль. И вот обнаружились вещи, которые принято полагать состоящими в стилистическом родстве с золотыми шляпами. Это, во-первых, шлем, тоже золотой, известный как «Корона Кромерфордов».

Тот же рассказ в картинках, рекомендую:

Ее отыскал какой-то чумазый ирландец, буквально — как жемчужину в навозной куче: копал яму то ли под отхожее место, то ли под сметник. Еще почему-то эта шляпа называлась современниками «ночная ваза» или «судно» — ну, может вживе было в данном объекте что-то эдакое. В любом случае, до нас он не дошел: в дни Славной революции благородные Кромерфорды дали тягу на континент и с 1692-го этот шлем известен по довольно приблизительному рисунку.

-3

Все, что нам осталось от "вазы Кромерфордов"

Еще есть нагрудная, ничуть не менее золотая, пектораль из Уэльса, которую нашли в 1833. Ее датируют 1900-1600 годами до нашей эры. Орнамент на этой штуке совсем такой же, как на шляпах, но вот беда: между ними лет 500-600. Это даже по меркам уже писанной, близкой к нам — рукой подать, — истории много. Ну, это совсем так же, как, скажем, если бы в Ирландии начала XVI-го века и в Рязани середины XX-го делали стилистически идентичные предметы роскоши. А уж в ту-то пору… Денег еще нет. Товарообмен есть, но довольно жиденький. И, честно говоря, совершенно невозможно высчитать бараний или огуречный эквивалент такой вот златокузнечной конструкции. Ведь надо понимать, что золото добывалось в одном месте, плавилось в другом, ковалось в третьем, а носилось в виде шляпы или пекторали вообще у черта на куличках в четвертом: на всех этих производственных итерациях кто-то целиком и полностью оплачивал полуфабрикат промежуточному владельцу сельхозтоваром или продуктами горнодобычи.

Пектораль из Уэльса
Пектораль из Уэльса

Тут все странно, по правде говоря, но совершенно невозможно представить себе мундиры жрецов, которые делались совершенно одинаковыми в удаленных друг от друга на 600 лет и 1700 километров Пруссии и Уэльсе… В общем ученым, похоже, просто очень хочется увидеть в нагруднике и колпаках части чьей-то униформы: простим им эту слабость. А в том же интернете отыскались полустершиеся следы еще каких-то золотых шляп, которые были найдены в Испании да впоследствии сгинули. Но от них даже рисунков не осталось, так что сочтем это волнением информационного эфира.
Так что же наши волшебные шляпы? Принято считать, что им всем по 3 тысячи лет (плюс-минус две сотни) и соорудили их в эпоху, когда единый кельтский язык пановал на просторах от нынешней Болгарии до теперешних Испании с Ирландией.

Самая высокая и хорошо сохранившаяся из шляп - нюрнбергская
Самая высокая и хорошо сохранившаяся из шляп - нюрнбергская

Надо понимать, что протокельтская культура — что-то вроде сферически-вакуумного коня. Это сейчас ежедневная газета и больно липнущая к пальцам линейка учителя гарантируют языковое единство от Владивостока до Брайтон-Бич или, например,от Парижа до Новой Каледонии. А три тысячи лет тому назад в речевом обороте было 2 тысячи слов. А в деревеньках, разделенных тысячей километров, слова эти произносили очень по-разному — часто просто не узнать.

Это их современный, сравнительно отесанный потомок - а представьте себе кельта первозданного, так сказать, природного?
Это их современный, сравнительно отесанный потомок - а представьте себе кельта первозданного, так сказать, природного?

В общем, протокельты Черного и Северного морей вряд ли сознавали свое родство и друг друга понимали. А магические-токолпаки, как велено считать, носили особо важные люди чуть не от Одера и чуть не до Луары. Золотые шляпы однотипны: в самой высокой — 90 сантиметров, в остальных — 50-70. Весу в них, несмотря на зримую громоздкость, всего ничего: почти метровый колпак из Нюрнберга тянет на смешные 280 граммов. Последние лет 10-15 яйцеголовые тщательнейшим образом изучили берлинский золотой колпак и обнаружили удивительные вещи.

Шляпа, хранящаяся в Берлине
Шляпа, хранящаяся в Берлине

Точнее даже — необъяснимые. Конструкция у такого штраймла настолько хитрая, что не всякий янкель его соберет. Шляпа не выкована и не отлита: она свернута из золотого листа, толщиной от четверти до полумиллиметра. Такое и сейчас редкому златокузнецу доверишь. А шляпа была, вдобавок, украшена самым изощренным узором: его чеканили или прокатывали на золотом листе (золотой фольге?) и, скручивая лист в шляпу, узор надо было не помять. Углубления орнамента заливали чем-то вроде смолы или воска, чтобы сохранить в целости. Внутрь помещали еще одну шляпу, служившую каркасом — она делалась из чьей-то шкуры мехом внутрь.

Правильный штраймл, не кельсткий
Правильный штраймл, не кельсткий

Недаром я упомянул штраймл: только протокельты были в кустарном деле законченным антисемитами в области кустарных технологий— шапка-то не как у людей, а мехом внутрь. Вы только представьте себе этих кудесников от ювелирного искусства: щипчиков-пинцетов-тисочков-мелкоскопов нет в помине, но это никак не мешало кельтскому левше ковать заскорузлыми руками изысканную шляпу дорогому царю-жрецу. И ладно бы только наше воображение — но сопромат тоже против. Золото, конечно, металл мягкий, но, будучи раскатан в блин, становится вполне себе ломким и при попытке согнуть в конус идет трещинами.

Так современный поп-культ представляет себе кельтского кузнеца
Так современный поп-культ представляет себе кельтского кузнеца

Для сохранения пластичности его надо нагревать до 750-ти градусов Цельсия и потом поддерживать эту температуру в протяжение всех дальнейших манипуляций - пока будете гнуть, сшивать края листа ковкой и тому подобное. Погрузимся, однако, воображением в ту эпоху: стоит мужичина в дерюжном фартуке на голое тело, чтобы лишнее не обжечь — мехами поддувает, поленцами огонь питает, бронзовым кувалдометром производит уточнение габаритов заготовки. При этом вальцует золотой лист площадью в квадратный метр, прогревая фрагмент за фрагментом. И даже не вальцует — на листе-то уже чеканка: просто сгибает… Есть в этом необъяснимая производственная магия.

Нюрнбергская шляпа крупно
Нюрнбергская шляпа крупно

Но и это еще не все. Берлинскую шапку изучили чуть не под микроскопом и насчитали на ее тулье и полях 1739 декоративных элементов. В основном — круги и полумесяцы, но есть также точки, собранные в 10-лучевые звезды. Въедливые немцы долго прикидывали - как опоясывающие круги соотносятся с последовательностью их размещения на конусе? И постановили: это календарь, рассчитанный на 57 месяцев. С возможностью делать поправки на набегающую погрешность (ну, как у нас: високосный год-не високосный).

Шляпа из Нюрнберга, центральная часть
Шляпа из Нюрнберга, центральная часть

Традиционно все эти расчеты увязываются учеными с сельхозциклом — когда сев вести, когда убирать... Я не специалист, конечно, но думается мне, что калькуляции превосходили сложностью обсчитываемый предмет многократно. Сев-жатва обычно к сезону привязываются приблизительно: ориентируется-то пахарь все равно на погоду, а не на положение звезд. Под весенний снежок посеешь — кого потом винить, подыхая с голоду? Большую Медведицу? Немцы явно переоценивают предков: кто составляет гороскопы урожая с логарифмической линейкой?

Реконструктор, конечно - это приблизительное подобие древнего кельта, но все равно - толковых математиков и астрономов представляешь себе как-то иначе
Реконструктор, конечно - это приблизительное подобие древнего кельта, но все равно - толковых математиков и астрономов представляешь себе как-то иначе

Тогдашний дед-хлебороб таблицу умножения вряд лизнал. Ну, пускай даже жрец был специалистом в интегрировании и расчете орбит — так ведь засухи-ураганы астрономически не особенно предскажешь. Вдобавок, немцы, изучив берлинский колпак, все-таки полагают, что часть знаков была сугубо декоративной: в общем, календарь полагалось здесь считать, а тут — только разглядывать и наслаждаться его красотой.

Это было особенное искусство: понимать - где астрономические символы, а где - просто кругляши
Это было особенное искусство: понимать - где астрономические символы, а где - просто кругляши

Меня же больше смущает вот что. Кто пытался воплотить идею в материале всегда сталкивался с проблемой: как объяснить рукастому кустарю, чего именно ты хочешь? Человечество придумало чертежи и ПТУ, чтобы сделать продуктивной коммуникацию исполнителя и автора проекта. А тогда как это выглядело? Царь-жрец сидел неделями рядом с горном и пальцем в золотой лист тыкал? «Здесь кружок, здесь полумесяц! Рядами по 20 элементов, помещай точно друг над другом, иначе в них не будет астрономического смысла»? Если исполнитель не понимает, как устроен объект, он в нем чудовищных огрехов понаделает и Марс по орбите Полярной звезды пустит. Как этого удалось избежать золотошляпнику? Они ведь и тогда были безумны, а не только при Кэролле?

Это шляпа из музея в Пфальце
Это шляпа из музея в Пфальце

В итоге наука предлагает вот какое объяснение этим шапкам. Жили-были протокельты и существовал у них один на все протокельтское пространство обычай: выбирать себе царя-жреца. Этот благородный господин носил в дни церемоний высоченный золотой колпак, а в Ирландии — еще и золотые наплечники. Надо понимать, что городов тогда не было, государств — тоже: был данный царь-жрец вождем полусотни деревень, которые и собрали ему огурцов с морковью на все его роскошное ритуальное облачение. И вот похаживал этот человек перед простецами и объяснял: «У нас тут весеннее равноденствие намечается, так сеять будем за 12 дней, а в канун летнего солнцестояния займемся уборкой корнеплодов!». Выглядит эта картина фантастической, но считается научной.

Тоже протокельты - специалисты в области прикладной математики
Тоже протокельты - специалисты в области прикладной математики

Есть, правда, в истории с шапками сюжетообразующий момент: все золотые шляпы загадочного происхождения. Ни одну не нашли археологи, ни к одной не прилагается сопутствующий материал с раскопок. Самый высокий и хорошо сохранившийся колпак вообще купили у анонимного швейцарского коллекционера. Хронологическую привязку шляп делали, ориентируясь на стиль орнамента.

Расшифровка орнамента
Расшифровка орнамента
Инструкция по пользованию календарем, пользуйтесь: рассчитан на 57 месяцев,  до 2025-го хватит
Инструкция по пользованию календарем, пользуйтесь: рассчитан на 57 месяцев, до 2025-го хватит

Хотя, в общем, грех, конечно, ученых корить: они тоже люди, тоже хотят верить в волшебство и магию. А XIX век, из которого эти шапки в большинстве своем происходят — это вообще эпоха состязания французского и германского национализма. В том числе, по части того, чья история погероичнее. Итак, пока немцы галлов пока побеждают со счетом 3:1. Дочитали — подписывайтесь, лайкайте, буду благодарен!

Этот клад найден в Эберсвальде: он используется для датировки шляп. Орнамент похож? Значит, шляпа этому набору синхронна!
Этот клад найден в Эберсвальде: он используется для датировки шляп. Орнамент похож? Значит, шляпа этому набору синхронна!