Не уверен, что в турбулентном 2020 году стоит вообще обращать внимание на столь малозначимый банкет, как вручение Нобелевской Премии по литературе, но не все дурные привычки удаётся искоренить за раз, поэтому я в очередной раз поражаюсь тому насколько измельчала Западная Культура, насколько она труслива и стерильна.
В 2020 году Премию получила Глюк - практически безвестная американская поэтесса, о стихах которой можно с уверенностью сказать только одно - они есть!
В конце страдания
появилась дверь.
Выслушайте меня:
то, что вы называете смертью,
я помню.
Сверху шорохи, колыхание ветвей.
И – провал. Тусклое солнце
мерцает над голой поверхностью.
Страшно,
оставаясь сознанием,
быть похороненным в чёрной земле.
Будучи заядлым посетителем книжных магазинов в Москве, я нередко попадаю на встречи с местными поэтами (чаще - "поэтессами", если такое мерзкое словцо вообще разрешено употреблять в приличном обществе), где подобного материла в таком изобилии, что можно стены конопатить! И никто, смею заметить, не претендует даже на оплату обратного проезда в такси, не то что - Нобелевскую Премию. А вот Глюк (Глик) претендует (точнее отпретендавалась).
Недостижимый отец, когда мы были
изгнаны из рая, ты создал
копию, место, чьё отличие
заключалось в его назначении:
преподать нам урок; в остальном –
полное сходство: красота там и здесь,
красота без изъяна. Одно неясно:
в чем состоял урок? Предоставленные
самим себе, мы изнуряли друг друга. Настали
беспросветные годы; поочерёдно
мы трудились в саду; слёзы
наполнили наши глаза, когда
лепестки затуманили землю,
тёмно-красные, нежно-розовые –
мы не думали о тебе,
кому учились поклоняться.
Мы просто знали: человек не может любить
только то, что отвечает любовью.
Тема "сада" - как райского, так и сельскохозяйственного часто встречается в творчестве Глюк, которая с попеременным успехом ищет Творца и крота.
Создаётся впечатление, что последние годы Нобелевский комитет выбирает лауреатов (помимо обязательного гендернего паритета) по принципу "ТОЛЬКО БЫ НИКОГО НЕ ОБИДЕТЬ" - лауреаты малоизвестны, в скандалах не замечены, пишут свои никому ненужные тексты, а некоторые и вовсе не писатели/поэты по основной профессии (как Боб Дилан)!
Есть два типа Нобелевских лауреатов - те, чьё величие Премия лишь подчеркнула, и те, которым она не позволила сгинуть в пыли читательского забвения. Глюк, как и 80% лауреатов относится именно ко второй категории! И вряд ли новая волна читательского интереса изменит ситуацию.