Найти в Дзене
историк_на_пенсии

Забытые страницы (продолжение)

Анализируя действия Тимошенко под Харьковом, мы видим некоторые странности. Во-первых, командование направления почему-то не предполагало, что немцы могут ударить наступающим во фланг в районе Барвенкова, и вследствие этой убежденности Тимошенко и Хрущев ослабляют группировку Южного фронта (Малиновский): из 57 и 9 армии, стоящих у горловины барвенковского мешка, передают несколько дивизий на направление главного удара.

Во-вторых, надо было обеспечить маскировку сосредоточения войск в районе наступления , иначе враг до начала нашего наступления снимет свои войска с других участков и наступление провалится.

И в третьих, планом предусматривалось использование танковых корпусов только на третий день наступления, хотя весь опыт начала Второй мировой войны говорил о том, что именно танковые соединения обеспечивают прорыв обороны и высокую скорость развития наступления. Так было во Франции, так было и при нападении на СССР 22 июня 1941 г. Почему был принят и реализовался не такой план?

В-четвертых, был запланирован слишком медленный темп наступления, от Волчанска до Харькова тогдашние мобильные части могли дойти в первый день, как шли до того немцы на ЗапОВО и как шли потом от Калача до Сталинграда. Высокий темп наступления диктовался теми соображениями, что при условии примерного равенства сил надо было использовать момент внезапности, чтобы захватить побольше и немедленно переходить к обороне, пока немцы не перебросили танковые армии с неатакованных участков фронта.

Начатое 12 мая 1942 г. наступление Красной Армии за пять дней не достигло поставленных целей. Задержка дала возможность армейской группе «Клейст» с III танковым корпусом фон Маккензена сосредоточиться у южной горловины Барвенковского мешка, в то время как VI немецкая армия фон Паулюса развернула наступление с севера. Создалась реальная угроза, что образуется котел, в котором находится огромная по численности советская группировка (я уже говорил, что численность войск сторон была примерно одинаковой, и если где-то в одном месте Тимошенко создал группу, превосходящую по своей мощи противника, то в другой ослабил, чем и воспользовался враг). А уж более подходящее место для контрнаступления, чем долина рек Оскол и Северский Донец трудно и придумать

Так и случилось