Найти тему
Колхоз имени Октября

Как получали максимальную отдачу от трактора ДТ-75

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Первые трактора Дт-75 сразу получили высокую оценку у сельских механизаторов, хотя, уже массовое освоение целинных и залежных земель подошло к концу, ордена и медали за достигнутые успехи и рекорды в этом мероприятии уже получены.

Но новый трактор дал новую возможность механизаторам повышать показатели по выработке на полевых работах. В общем- то переучиваться с прежних целинных ДТ-54 на ДТ-75 не пришлось, конструктивные изменения в основном коснулись заднего моста, коробки передач и кабины.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Как правило, во время осенней вспашки, на каждом тракторе работало по два человека посменно, чтобы вспахать как можно больше земли, трактора работали круглосуточно. Глушили трактора только во время пересменки. Чтоб передать технику сменщику, нужно было заправить его, пройтись «шарманкой» по всем заливным отверстиям в ходовой, подтянуть гусеницы и устранить мелкие неисправности, а так же не реже одного раза в четыре смены , промыть напором воды весь трактор, промыть солярой набивку воздухоочистителя и сменить в нем масло.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Понятно, что не все Д-75 выдерживали такую напряженную эксплуатацию, случались и поломки, которые старались устранить тут же в поле. Сломанное сцепление менялось за один час без всякой смотровой ямы, просто лежа под трактором на спине, помогая себе даже ногами, ставили на место тяжелые запчасти.

Тормозные и фрикционные ленты, если уже не поддавались регулировке, просто некоторое время или смазывали чуток маслом, если прихватывало или сыпали на них полевой пыли при пробуксовывании. К концу сезона, крышка перепускного клапана гидравлики, была издолблена тяжелым ключем, это иногда помогало вернуть работоспособность клапану, не прерываясь для его очистки.

В совхозном МТМ была хорошо налажена работа по реставрации ходовой, несколько сварщиков наваривали полосы железа на изношенные опорные катки, ведущие звездочки восстанавливали, наплавляя сваркой слои металла на изношенные поверхности. Запас восстановленных кареток всегда был на складе. Сложнее приходилось , если выходил из строя двигатель, так как не было запасного на складе, приходилось несколько дней простаивать, ждать, пока мотористы не устранят поломку.

Когда пахота подходила к концу, а двигатель уже выработал ресурс, не потянул, то шли на крайние меры, выбрасывали набивку из воздухоочистителя, на топливном насосе вытягивали ограничитель хода рейки и еще успевали на коптящем двигателе доработать несколько смен.

Все это делалось, чтобы успеть заработать побольше и получить очередную грамоту или даже медаль. Хотя зарплата простых трактористов и передовиков и не сильно различалась. Но так уж было заведено в то время, люди не жалели ни себя, ни технику, работая за почетные бумажки, которые не давали ни каких льгот и привилегий.