Найти в Дзене

Как хорроры пугают людей, почему их так страшно смотреть и какими приемами можно вызвать чувство ужаса.

Когда наши сны превращаются в кошмары? - Когда тайны и подавленные желания становятся ужасными настолько, что наше сознание начинает воспринимать их как серьезную угрозу. Просмотр фильма во многом похож на сон, поэтому хоррор в этом смысле становится коллективным кошмаром.

С какими изображениями у нас ассоциируются фильмы ужасов? Таинственный лес, заброшенный дом, густой туман. Мы привыкли к тому, что многие хорроры выглядят именно так. Наши повседневные страхи находят отражение в таких фильмах: темнота, как источник неизвестности; природа, которая решает отомстить человеку; массовое заражение; загробный мир. В основе всех поджанров фильма ужасов заложен страх неизвестности, нас пугает возможность столкновения с тем, чего мы не знаем, что может нам навредить.

"Врата тьмы" 2015
"Врата тьмы" 2015

Для достижения эффекта потустороннего и таинственности режиссеры ранних фильмов ужасов даже снимали сцены через вуаль. Монстры - это что-то вытесненное из нашего сознания, поэтому они могут быть совершенно любой формы, любой природы и могут быть даже невидимыми.

"Оно"
"Оно"

Когда монстр смотрит в камеру, он ломает четвертую стену, и это вызывает страх. В этот момент рушится граница между вымыслом и реальностью, создается эффект ложной причастности к событиям, и кажется, что наша безопасность под угрозой.

"Кладбище домашних животных"
"Кладбище домашних животных"

Как цвет и свет в хоррорах влияет на наше восприятие? Насилие подчеркивается оттенками красного, ужас ночи работает как воплощение мистического и непредсказуемого, боязнь темноты это страх перед тем, что может скрываться в этой неизвестности, но и свет не всегда означает безопасность для героя.

Изображение в хорроре тоже играет важную роль, оно может вступать в диалог со зрителем, вовлекая в сюжет фильма, заставляя самому разгадать загадку фильма. Благодаря использованию широкоугольного объектива пространство в фильме кажется еще более узким и длинным, симметричность кадра и геометрические узоры создают чувство клаустрофобии.

-5

Какие приемы хорроры используют, чтобы испугать нас в конкретный момент? Неотъемлемым атрибутом фильмов ужасов можно назвать скример - внезапное появление объекта в кадре с резким звуком. Длинные, спокойные кадры в момент кульминационного нападения сменяются быстрым монтажом, для достижения такого эффекта в хоррорах используются микро-кадры, которые едва заметны зрителю. Но никакой самый внезапный скример не будет работать без должной подготовки к нему зрителя: состояние напряженного ожидания, атмосфера тревожности и подозрения, предчувствие чего-то ужасного.

Все это достигается за счет саспенса - герою грозит опасность, о которой знаем мы, но он не подозревает, угроза может быть в том же кадре, но на втором плане. Такие детали в фильме, как: Скрипучая лестница, плохо работающая техника, тикающие часы, нагнетающая музыка, моргающий свет, необычное поведение домашних животных, создают эффект присутствия и заставляет нас чувствовать то же что и герой, сопереживать ему. Без саспенса резкие появления монстров в кадре просто не будут работать.