Древнейший Человеческий Символ - КРЕСТ.
Посетители, паломники и иные, пребывающие (видящие на фото) в единственном действующем Этническом болгаро-чувашском Природном Храме ТУРĂ – «ТУРИНКЕ КЕРЕМ»(Киремет), не редко спрашивают меня, почему на Центральном ЮПА (Ось Мира) изображен КРЕСТ (почему то у некоторых Крест автоматически ассоциируется только с «христианством»). Все очень просто, КРЕСТ – это Древнейший Человеческий Символ (знак, узор и пр.), был, есть, и будет у большинства народов во все времена. Сразу вспоминается древняя чувашская легенда про КИРЕМЕТ: «Киремет - сын (или брат) Верховного Бога- ТУРĂ, спускаясь с неба и разъезжая на белом Аргамаке раздавал людям - Счастье из сундука, на котором был изображен «КРЕСТ». Люди, подстрекаемые Злом, убили Киремет (прообраз Христа?), и испугавшись за содеянное, сожгли его тело а прах КИРЕМЕТ развеяли по Земле». Крест на Чувашском языке («пратюрский», несущий элементы праязыка) – ХĔРЕС (хĕресле), возможное происхождение от ХИРĔÇ (Хирĕçле), как крест-"хач" на многих языках, у чуваш (хачă)-ножницы. Археологи находят изображения простых « крестов» начиная с с эпохи НЕОЛИТА (начало раннего Неолита – 9500 лет до нашей эры). Крест, в зависимости от региона - территории; культа - религии, символизировал солнце, огонь, жизнь, различных богов, небо, мужское-женское начало и многое, многое другое. В наше время существуют уже несколько ДЕСЯТКОВ видов (разновидностей) Креста. Одно и то же изображение креста может нести разную символику и разный смысл, как например: «латинский крест» является и изображением молота ТОРа и т.д. и т.п. Крест с доисторических времён служил религиозным, охранительным символом в почти каждой культуре мира. Крест был атрибутом богов Скандинавии, Ассирии, Персии, Индии и т.д. Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский Один — символы этих ( и других) божеств имели крестообразную форму. В Вавилоне крест был символом верховного бога неба Ану. Это был наиболее почитаемый бог у шумеров. Ану (Анунаки) – «спустившиеся с неба», у чуваш (имеющих, как и большинство древних народов, связь с шумерами, и много «шумеризмов-персизмов-арабизмов» в языке) это слово (Ан) имеет то же смысловое значение, отсюда возможно происходит и широко распространенное: АННЕ – Мать (Мама). Крест как символ Огня употреблялся во множестве культов и культур. Когда люди научились добывать огонь, это открытие явилось событием величайшего значения, стало спасением для человечества; оно произвело на древних людей неизгладимое впечатление, а несложный инструмент («крест»- трение двух деревянных брусков, расположенных крест-накрест), с помощью которого разжигался огонь, стал считаться священным. Огонь, как и Солнце, тоже нёс с собой свет и тепло. Необходимость постоянно поддерживать огонь привела к его почитанию. Люди стали огнепоклонниками. Обожествление огня встречается почти во всех религиях древности: в Индии — бог Агни, сын Солнца, в Персии — Атар, сын Ормузда, в Греции — Прометей, в Риме — Вулкан. У Чуваш (чья религия идет с Шумерских времен и основой является -Зороастризм) почитание огня было особенно сильным. Были «божество» -Кăвар (Куар, Коар,) кстати – Куар у гуннов — это божество молнии), и божество «Вут», с Вут Ашшĕ (Отец Огня) - Вут Амăшĕ (Мать Огня); и молитвы обращения к Ним и Огню. Основное свойство божества Огня (ВУТ) — это очищение, ибо нет элемента чище, чем Огонь.Так же как и почти повсеместно, у чуваш запрещалось мочиться и плевать на огонь, перешагивать через него, бросать в него нечистоты, дотрагиваться до него ножом, устраивать при нём ссоры, перебранки и прочее. Крест как символ солнца. Солнце было возведено в ранг божества, и ему поклонялись практически все древние народы. Солнце – означало тепло, свет, здоровье, плодовитость, хороший урожай и многое другое, т.е. оно было источником ЖИЗНИ. Например, у ассирийцев крест, заключённый в круг, был символом бога Солнца Ашшура, а у чуваш было божество «Аша» -прорицатель судьбы (как дух), покровитель всего сущего (как самостоятельное божество, но не ярко выраженным образом), божественная сила, правящая природой. Часто под таким ассирийским крестом также изображали полумесяц Луны (божество «Уйах» у чуваш). Солнце — ведущий символ в национальной чувашской вышивке — расшифровывается как «источник жизни». Его вышивают в форме круга, КРЕСТИКА, квадрата, свастики или восьмиугольника. Солнце часто обозначается термином Хĕвел турă, т.е.«божество Хĕвел». Величие данного божества у Чуваш проявляется и в том, что перечисляется оно вслед за такими, как Турă и Пÿлĕх. Практически любому религиозному действу у чувашей предшествует моление лицом к солнцу. Также известно, что аналогичная ориентация на солнце существует у многих народов. Славяне в кровле своих храмов оставляли отверстие для наблюдения первых лучей восходящего солнца. Чувашское слово Хĕвел, возможно, соответствует шумер. Gibil «бог солнца», кимер. heul, гp. helios «солнце» и т.д. КРЕСТ — СИМВОЛ ЖИЗНИ. Крестами окружалось сакральное имя или имя, пользующееся особым почётом. Властители и аристократы, не владевшие грамотой (впоследствии и простой люд), ставили на документах вместо своего имени знак креста. Крест выступал как модель человека или антропоморфного божества — антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре, в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Крест — являлся и символом выбора пути, дороги; символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения. Часто крест означает разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю) либо как деление на божественное (вертикальная линия) и на земное (горизонтальная линия). По вертикальной и горизонтальной линиям у предков Чуваш, шло определения мужского (вертикальная линия) и женского (горизонтальная линия) начал, также кстати, как и у славян: «Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали ещё в верхнем палеолите. Крест — символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонтальную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причём прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой — более мягкое творческое начало. Это совпадает и с характером вышивки славян. Косой крест, вписанный в ромб с четырьмя точками, символизирует засаженное поле.».
Самое интересное (ныне не афишируемое) и любопытное это то, что Первые христиане совсем не почитали креста (а символами христиан являлись звезда, агнец, осёл и рыба). Более того, они презирали его вплоть до IV века н.э. , смотрели на него как на языческий символ, «знак зверя», и воспринимали Крест, как символ старого вероучения. Для сомневающихся в отсутствии креста в символике раннего христианства можно указать, что на древнейшей из дошедших до нас христианских мозаик (ок. 240 г.), которая находится в ватиканском некрополе под престолом св. Петра (так называемом «мавзолее Юлиев»), Христос изображён в виде солнца, возносящегося на небо на квадриге, с нимбом за головой, от которого расходятся семь лучей Т-образной формы. Христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н.э. отмечал: «Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты». Вплоть до VIII века христиане НЕ изображали Христа распятым на кресте: в то время это считалось страшным кощунством, да и сам Христос не был «распят на кресте». Используемое Библией слово «стауро́с» в классическом греческом языке подразумевает обыкновенный вертикальный столб, кол, сваю. Родственное по смыслу греческое выражение «кси́лон» буквально означает бревно, палку или дерево. И как можно убедиться, многие специалисты (независимые и не ангажированные) выступают именно за такое понимание библейского описания того орудия казни, на котором якобы был распят Христос. Католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображённые на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские канкистодоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцами как слияния Небесного огня и огня Земного. На Руси - крест, именно - в качестве "религиозного символа Православия", появляется только во второй половине XVII века, после «Никоновской реформы».
Крест — это древнейший солярный символ, символ солнца и в сознании миллионов древних людей, населявших когда-то землю, это был символ Жизни, Благополучия, Радости. Но в дальнейшем этот древнейший символ солнца стал нести на себе печаль, знак скорби и смерти. Символ жизни стал широко употребляться в качестве символа смерти. Крест как символ смерти, это (в том числе) когда происходит водружение креста на человеческие могилы. Характерным свойством многих христианских храмов, является присутствие в них человеческих останков — мощей, и в этом смысле - христианский храм чисто символически представляет из себя как бы могилу, место погребения, что уже достаточно для помещения над ним креста — символа смерти. Для Чуваш, кладбища - чув. çăва-масар (соответственно и церковь с его "мощами-трупами") считались "нечистым местом", а некрещёные чуваши ставили деревянный Столб (юпа); возводили на могилах чартак – небольшие дощатые сооружения с крышей. Люди, осеняя себя крестным знамением – («сăх сăхать» –чувашское, так жалят только твари и насекомые), и надевая на себя крест как символ мучительной смерти, показывает другим людям, что они как бы мёртвы или стремятся умереть /так как земная жизнь для них явление, в общем-то, незначительное в сравнении с предстоящей после смерти вечностью, «смертельной вечности»/, и показывают, что они не принадлежат уже миру живых, а принадлежат миру мёртвых, являясь по сути – «НЕКРОМАНТАМИ». Поэтому, пожалуйста, дорогие соплеменники и читатели, думайте над тем, что происходит, когда священник крестит Вашего ребенка, налагая на него символ СМЕРТИ. Многие мои соплеменники-Чуваши, уже забыли заветы своих Предков (Нĕсĕлсем), и не осознают, что насильно (кровью и мечем) насаженная чуждая (чув.ЮТĂ-иудей) религия (рабов,гоев) Смерти (чув.ЭСРЕЛЬ-ИЗРАИЛЬ), ведет Чуваш к их ассимиляции, русификации, размыванию, исчезновению и СМЕРТИ Народа как Этноса.
Крест — символ универсальный. Таковым его сделала простота начертания, дающая простор игре воображения и фантазии. Скорее всего, что он (Крест) затрагивает и какие-то бессознательные уровни человеческой психики. Крест нельзя отнести к «нейтральным» символам. С «Крестом» и «во имя Креста» люди шли на подвиг, и вместе с тем смерть на кресте считалась ПОЗОРНОЙ. Крест — это воинствующий знак, он словно бросает вызов миру, и Крест — это противоречивый знак, аккумулирующий в себе абсолютно полярные понятия: Добро и Зло. Крест входит в атрибутику совершенно разных, непохожих, даже враждующих между собой религий, и это наводит на мысль, что в основе его культа — законы человеческой психики, свойственные всем народам, и это реалии окружающего нас Мира, подтолкнувшие еще древних людей к поклонению Кресту.
Подписывайтесь на мой канал (когда снимут ограничения и блокировки) и ставьте лайки, если понравилось.