Найти тему
eNewsmd.online

Может ли плохой премьер стать хорошим президентом? Мнение Валерия Реницэ

«Диктатор пал!» Это было первой мыслью инаугурационной речи премьера Майи Санду в то жаркое июньское утро 2019 г. Положим, она имела право на стартовую политическую оценку, как лидер партии, но далее, если не вторым или третьим пунктом, то хотя бы шестым-седьмым должна была прозвучать оценка экономической ситуации, над которой она должна была взять контроль и за которой должна была отвечать головой. Что за экономический организм приняла она по бухгалтерской книге? Как и чем он дышит? Температура нормальная или предсмертная? Очевидно, наша экономика была в глубоком кризисе, раз, уже было доложено, что в бюджете - огромная дыра, чуть ли не в четверть его объема, сообщает eNews.

«Это правительство перестройки правового государства и создания функциональных и демократических институтов!» - вот как обозвала Санду то, что с осторожностью потрогала указательным пальцем. Были названы две неотложные задачи, которых чисто экономическими назвать никак нельзя: срочные мероприятия по борьбе с бедностью и создание нормальных условий для работы деловых людей. Тогда эйфория мешала, но сейчас видно как на ладони, что в программной речи был заложен фундамент собственной неуверенности в успех, была предопределена скорая отставка. Мая открыто заявила: «Нам неизвестен срок нашего мандата!» Командующий без часов: время (сроки, график) - одна из главных координат плана, если он есть!

Только пять месяцев спустя, из прощальной речи Санду в парламенте стало ясно, что это было далеко не анти-кризисное правительство, т.е. не было правительством в прямом смысле этого слова, характерное для смутного времени, а скоропреходящее политическое руководство. «Граждане ждали от нас две вещи, - отметила уходящая Мая, - жить лучше и справедливости» Т.е. Санду работала над двумя политическими задачами, выполнение которых в краткий, а тем более, неопределённый срок обозначаются как иллюзии. Но иллюзиями и обещаниями политики кормят электорат и добиваются успехов, берут и сохраняют власть.

Для кризисного менеджмента не существует стандартного набора подходов, методов, процедур. В каждом конкретном случае и на каждой ступени развития кризисной ситуации он уникален. В чём уникальность молдавского кризиса? Майя не сказала об этом обществу ни слова, да и сейчас не готова сказать. Специалисты начинают с диагноза. Затем берутся за лечение экономического организма. Премьеру Санду это было с руки! Западные специалисты были на подхвате! В Германии личные друзья - в политическом истеблишменте! С таким огромным гарвардским запасом знания и с такими связями после успешного окончания престижного учебного заведения, которыми сама не нахвалится через телепередачу, только строй и дерзай, создавай конкурентоспособный государственный экономический организм!

Почему Майя не занималась тем, о чём говорит сейчас после отставки? Впрочем она это плохо выражает, говорят её бывшие министры и эксперты... Почему теряла столько драгоценного времени на разборки с Плахой, почему терзала себя сомнениями в пустых политических спорах с Додоном, вместо того, чтобы проявлять гибкость и адаптивность, ориентацию на неформальные методы воздействия? Почему не обеспечивала своевременное реагирование на возникающие проблемы и быстрое изменение ситуации? Почему, как толковый экономист, не стимулировала инвестиционные и интеграционные процессы позволяющее более эффективно использовать потенциал экономики?

А потому, что «мальчика-то не было»... Просто, не было того толкового экономиста, которого нам представили... Потому, что Майя, как любой наш политический деятель старого образца пеклась о «правильном» социальном бюджете. Около половины своей прощальной речи она запасла как раз для обрисовки своему электорату этого идеального «бюджета солидарности», который удовлетворит потребности и капризы всех без исключения, прямо-таки, категорий - пенсионеров, педагогов, врачей, а также самых социально уязвимых, прости меня господи, за невольный цинизм. Цифры конечно виртуальные, не просчитанные, но всё-таки, всё-таки, первое правило экономики, без которого экзамены в Гарварде не сдашь даже по блату, гласит о том, что экономические ресурсы ограничены. Тем более в Молдове.

Да, нужно было конечно бороться с коррупцией и порочными серыми схемами, выводить на чистую воду воров из «Металофероса», «Молдтелекома» и «Железных путей». Добилась, надо сказать, Майя в этой области не плохих результатов... Только в кризисном менеджменте это далеко не главное, если говорить о приоритетах. Конечно, прекрасно увеличивать квоты продажи винограда, слив и черешни в ЕС, но как быть с отечественными производителями, которым ты не можешь обеспечить конкурентоспособность на местном рынке, потому что их уничтожает заграничный импорт, легальный, не то что контрабандный, в том числе из ЕС?

Скажите, у нас, как у общества, есть время научить Майю стать кризисным менеджером? Нет! А - хорошим президентом? По-моему - тоже нет. Впрочем у меня лично не только времени, но и желания нет связываться с этим «добрым человеком» (с бейцами, говорят, но я не верю!), который врёт на каждом шагу, начиная с того что отравили молдавским «новичком», т.е. ртутью и кончая тем, что разбирается в экономике. Про остальные политические байки и говорить не стоит, потому что врать в политике, всё равно что семечки грызть.

Автор – Валерий Реницэ

Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd . Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.