«Если вы не знаете человека, вы не знаете историю». Постоянно повторяю это ученикам.
На первый взгляд, утверждение кажется весьма сомнительным. Ведь обычно история представляется как некий набор исторических событий и причинно-следственных связей между ними. На самом деле все обстоит несколько иначе.
Почему-то в учебниках по истории и обществознанию проходит четкое разделение между экономической, политической, социальной и иными сферами жизни общества. Более того не выстраивается почти никаких причинно-следственных связей между ними. При этом не проводится вообще никаких параллелей с психическим устройством самого человека. Например, учебник по обществознанию для 9-го класса под редакцией Л.Н. Боголюбова или учебник по всеобщей истории для 9-го класса О.С. Сороко-Цюпа делят политические режимы на демократические и антидемократические (тоталитарный и авторитарный). При этом проводится четкая линия, что демократические режимы – это добрые, правильные, прогрессивные, а антидемократические – плохие, неправильные и отсталые.
В таком случае возникает резонный вопрос: почему же демократия оказывается неспособной действовать в кризисной ситуации, если она так прекрасна? Ведь не секрет, что как только на повестке дня встают вопросы физического выживания социума, система управления начинает применять все более и более радикальные меры и контролировать различные сферы жизни с большим вниманием. Особенно ярко это проявилось в 20-30-е годы XX века, когда на фоне несовершенной Версальско-Вашингтонской системы и мирового экономического кризиса во многих странах стали формироваться именно авторитарные и тоталитарные режимы (Германия, Италия, Испания).
Или же почему демократические режимы зачастую не могут договориться как между собой, так и с иначе устроенными государствами. В итоге конфликты решаются единственным возможным способом – войной. Примеров можно привести сколько угодно: война во Вьетнаме, в Ираке, Сирии, из самого последнего – конфликт в Нагорном Карабахе. Да и вообще, почему война оказывается самым естественным для человечества способом решения конфликтов?
Искать ответы на эти вопросы исключительно на том уровне, где они формируются, то есть на уровне социума, будет ошибкой.
Нижележащий уровень можно познать только поднявшись над ним. Социум формируется из отдельных людей и их небольших групп: пара, семья, коллектив и т.п. Особенности строения, развития, действий социума вытекают из устройства человеческой психики.
Не принимать же во внимание отдельную личность при изучении исторических закономерностей, значит оторвать форму (социум) от материи (человека), а это значит пойти по пути философии и психологии, где бесконечные теоретизирования, взаимоисключающие концепции сосуществуют вместе и зачастую не могут в полной мере отобразить реальность и быть использованы в практической жизни.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, оставляйте свои комментарии. Вместе будем познавать мир дальше.