На этой неделе, школьники и их родители поздравляют учителей с профессиональным праздником. В своей статье я хотела бы вспомнить тех педагогов, пример которых вдохновил меня стать учителем.
Л.Н. Толстой (1828—1910)
Мой любимый писатель, классик мировой литературы считал главным творением в своей жизни создание «Азбуки», по которой он обучал крестьянских детей в своей усадьбе Ясная поляна. Главным, в воспитании детей Л.Н. Толстой считал раскрытие для них нравственных категорий через литературу и личный пример. Дети для Толстого – это чистые, безгрешные, не испорченные души, которые прекрасно впитывают образцы поведения, которые видят перед собой. Задача учителя – давать верные ориентиры, направлять детей через чтение поучительных рассказов, беседы и личный пример.
К.Д. Ушинский (1823 -1870)
Памятник Константину Дмитриевичу стоит чуть ли не у каждого педагогического ВУЗа, и абсолютно заслужено. Перу Ушинского принадлежат как художественные рассказы для детей, так и сложные теоретические основы науки об обучении –дидактики. В этой статье я хотела бы выделить один принцип, который, в настоящий момент забыт, но я вижу тенденцию к его возвращению. Это принцип народности, т.е. воспитания подрастающего поколения, основанного на национальных особенностях и традициях. Очень важным, Ушинский считал, не забывать свои корни, беречь национальный язык, передавать мудрость поколений подрастающим ученикам. Сейчас в программу добавлен ещё один предмет, который называется Родной русский язык, в текстах и заданиях учебника по данному предмету я вижу отражение принципа народности, чему очень рада!
В.А. Сухомлинский (1918-1970)
Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В качестве воспитательной силы педагог рассматривал природу. В этой связи Сухомлинский писал: «Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли — среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил... Надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы - это требование естественных закономерностей развития детского организма». Я, как учитель начальных классов, считаю, что современным детям не хватает общения с природой, наблюдения за деревьями, птицами, животными, явлениями природы и т.д. С удовольствием вернула бы в школы уроки на открытом воздухе.
А.С. Макаренко (1888 – 1939)
Антон Семёнович известен как создатель воспитательной системы, в которой делается упор совместный труд учащихся и учителя. Отношения между всеми членами коллектива в коммуне, созданной Макаренко, основаны на доверии и требовательности и справедливости. Педагог постепенно подводил своих воспитанников к убеждению о том, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки. Говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в то же время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.Участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
В.Ф. Шаталов (1927 )
Труды и обучающие видеоуроки Виктора Федоровича поражают меня своей верой в способности каждого ученика! Система обучения Шаталова построена на принципе уважения личности школьника и гуманного отношения к нему. Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывал у учащихся чувство уверенности в своих силах и успехах в учебной работе. «Учится победно!» - вот девиз педагога-новатора!
В своих предыдущих статьях, я упоминала о важности и необходимости веры родителей и педагогов в успех ребёнка.
От чего зависит хорошая успеваемость и как воспитать отличника.
Надо ли учить уроки вместе с детьми? Мнение учителя
Так ли необходимо домашнее задание в начальной школе?
Мой маленький сын, которому сейчас 6 лет второй год посещает музыкальную школу. Веселый и неусидчивый ребёнок изо дня в день поражает меня своим терпением на уроках! Он готов часами заниматься со своим педагогом и оттачивать каждую мелочь только потому, что учитель поверил в него и в его способности. Это дорогого стоит! Я желаю всем детям таких учителей!
Благодарю, что дочитали! Надеюсь, статья оказалась полезной! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал и делитесь эффективными приёмами и примерами воспитания, которые используете в повседневной жизни.
До новых встреч!