Интриги, скандалы расследования любили во все времена. Были свои Малаховы и в 19 веке, похождения одного из них стали для современников легендой. Самой популярной в Москве газетой был "Московский листок", выходивший в 1881—1918 годах. Ее любили, ненавидели, критиковали, но все равно читали. В "Московском листке" начинали свою карьеру Чехов, Гиляровский, легендарный адвокат Плевако. А его создатель Николай Пастухов был не менее известен, чем его издание.
Пастухов родился в бедной семье, образование его закончилось, как только он научился читать и писать, а сам он в юности он занимался продажей вина. Скопив денег, он сумел открыть в Москве магазин по продаже алкоголя и тогда же познакомился и подружился со постоянным покупателем-студентом, который многому его научил, привил интерес к чтению и вдохновил стать репортером. Студента звали Федор Плевако, и позже он стал не менее легендарным адвокатом.
В 1881 году Николай Пастухов основал одну из первых "желтых" российских газет. Благодаря связям во всех инстанциях он каждый день первым печатал самые резонансные новости, жуткие истории, а вихитной карточкой стала криминальная хроника. Скандальными были и похождения самого редактора. Вот только самые известные истории, которые про него рассказывали.
В "Листке" Пастухов начал публиковать свой роман под названием «Разбойник Чуркин». Дважды в неделю читатели получали свежие похождения Чуркина, роман стал реально популярен. Неожиданно автора пригласил на разговор Михаил Катков, влиятельный публицист и политик, по совместительству редактор конкурирующего издания "Московские ведомости". Во время встречи он прямо сказал, что Чуркин тлетворно влияет на умы, поэтому больше истории о разбойнике печатать не надо. "Но ведь роман еще на середине, Чуркин только отбился от полиции и ушел прятаться в лес" - возразил Пастухов. Тогда Катков предложил прихлопнуть его там же упавшим деревом. К огромному недовольству читателей Чуркина пришлось убить.
В своей газете Пастухов любил подтрунивать над московскими купцами. Однажды он так их допек, что обиженные им герои публикаций под предлогом приглашения на банкет заманили его в Останкино, тогда глухую окраину, и высекли розгами. Редактор хотел заявить в полицию, но близкие отговорили, а то публика будет смеяться. Когда история дошла до московского главы генерал-губернатора Долгорукова, тот сказал "давно пора".
Однажды Пастухов поссорился с хозяином цирка на Цветном бульваре Саломонским и в отместку написал в разделе происшествий о том, что в цирке в разгар представления с потолка в зал упал кирпич и только чудом никого не убил. Продажи билетов резко упали, и Саломонский умолял написать опровержение.
Николай Пастухов был щедрым человеком, предельно внимательным к сотрудникам, всячески их поддерживал, в том числе финансово. Часто давал в долг, при этом не брал расписок даже на крупные суммы. Должники не редко его обманывали. Делал щедрые пожертвования на благотворительность. При этом он очень любил торговаться и знаки внимания, когда ему что-то дарили и оказывали услуги со скидкой как знаменитости.
Однажды во Франции он сидел в ресторане и во время ужина регулярно сплевывал на пол. Позже ему в счет включили и цену оплеванного ковра. Он долго пререкался, но все же заплатил. Позже во всех иностранных заведениях он заранее спрашивал, можно ли там плеваться.
Пастухов был ярым патриотом, любил бравурные настроения в текстах и даже в материалах о событиях за рубежом писал, что в России лучше. Однажды репортаж из Германии он завершил словами "а огурца то в Германии приличного нет".
"Листок" был очень популярен до смерти легендарного редактора в 1911. Позже приемники не смогли продолжить его дело столь же успешно.