Найти тему
Меандр Радиолюбитель

Путь в небо.

Всем доброго, - сразу оговорюсь, что эта статья предназначена для НОВИЧКОВ, не державших в руках пульт, кроме как от китайской машинки или лодки.
В этой статье, я попытаюсь убить страхи, которые обязательно встают стеной перед каждым начинающим авиамоделистом.

Попытаюсь пересказать то через что прошел сам на пути к Покорению неба.
И так:
Тяга к моделизму появилась лет в 11, модернизировал машинки и лодки в «дистанционно управляемые» по образу первых китайских игрушек, как мы их в детстве называли «на пултеуправлении» :), батарейки в руке, - провод, - мотор, - резинка на колесо, ура ехаит :)!!!
Но получилось так что, в середине 90Х в моей "деревне" радиолюбительские железки были доступнее, чем модельные, по факту - модельных не было вовсе. И я стал радиолюбителем, чуть позже был получен позывной.
И вот в седьмом году нового тысячелетия, «приобрелся» ПК, а годом спустя и интернет. В прошлом (2012) году блуждая по просторам сети, случайно налетел на видео о резиномоторке, разбередил старую «болячку» и понеслось.
Первым был планер, с катапультой, к сожалению фото не сохранилось, а все ранние модельки были подарены друзьям сына и соседским детишкам, тогда я и не подозревал что, бывают авиамодели (кроме вертолетов) на электротяге. Начались поиски в интернете, по конкретному запросу, «самолет на электротяге».
Нашлось столько информации, что я чуть со стула не упал!!
Первым в «расход» пошел старый, фен для волос, мотор сильный, но батареек надо МНОГО, ибо 30V. Это недоразумение было быстренько исправлено путем перемотки мотора.
Теперь есть «сильный» мотор по параметрам примерно как SPEED-300. Чем рулить? Да, нечем!! Делаем «таймерку»; в кавычках по тому что в роли таймера, был я сам любимый...... Винт 6Х3, из сосны, аппаратура от китайской РУ игрушки, аккумулятор от МОБИЛЫ 2S1P 7,4. (два стандартных от Нокии последовательно).
Самолетик по чертежам с авиамодельного сайта.

-2

Разница только в крыле, у автора из одного слоя + карбон, в моем крыло объемное и без карбона.
От приемника требовалась только одна команда, ПУСК двигателя, но «родные» ключи не справлялись с пятью амперами, по этому все транзисторы кроме двух штук непосредственно в сверхрегенераторе (это приемник), были удалены и впаян один 10ти амперный МОСФЕТ добытый из материнки или видеокарты - уже не помню. Мосфет этот коммутировал питание мотора.

Спустя столько лет...... заливал 13 мая в 13м году - смотрю видео и удивляюсь, как оно могло (пусть плохонько, но все-же) лететь? Автор использовал мотор весом 19гр. Мой-же весил 60гр. Плюс аккумулятор тяжелее вдвое!!!
Наигравшись с этим чудом, я стал искать магазины с детальками, мой друг из Flatout 2, тоже моделист, только в направлении «TRAXXAS», посоветовал «Паркфлаер» (Сам он из Украины и покупает на Хобикинге)
Первым делом был куплен мотор, регульятор хода и два сервопривода, «намучавшась» с самодельным передатчиком пришел к выводу что его тоже придется купить.
Полетав в симуляторах, построив 4 планера, 2 резиномоторки и 2 таймерки, я пришел к выводу, - для начала нужен «тренер» с V образным крылом (крен выравнивает сам).
Поскольку первый «пепелац» показал, что даже со значительным перегрузом он держится в воздухе, было решено строить полноценную модель по его подобию.

-3

Уважаемые новички, начинайте с модели размахом не менее 80см, проверено; - если модель из потолочной плитки, то 90см самое оно! Крашеустойчивость хорошая и при таком размахе соотношение веса к площади крыла, позволяет летать на тяге в 0,3 ( мощность двигателя относительно веса самолета), V образное крыло дает устойчивость в полете ( аппарат не делает самопроизвольный крен), НО! При этом падает подъемная сила крыла, эксперименты показали что, исправить это легко! Если сделать крыло прямым (для первой модели так даже проще), но с «загибами в верх на концах, - (винглеты) стекающие потоки воздуха с этих загибов «выравнивают модельку, но не снижают подъемной силы крыла.
На начальном этапе развития, достаточно две рулевых плоскости, соответственно две сервомашинки.
Главное не бояться разбить самолет, потолочка стоит копейки, а дворолет описанный в этой статье, клеится за один вечер, на следующий день уже можно летать, - к стати, учитывая его вес, при авариях начинка не страдает (ну кроме винтов)
Еще раз повторюсь, пересчитайте размеры этого самолетика в сторону увеличения, примерно на 50%, летать на много комфортнее, или стройте сразу Цессну с метровым крылом.

Немного теории: Как говорится умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих. Увеличенный дворолет я делал с плоским крылом, мне казалось что сопротивление воздуха будет на него влиять меньше чем, на «объемное», это ошибка! После того как было установлено «выпуклое сверху» крыло, модель стала заметно легче на подъем, при том что оно немного тяжелее плоского.

Про винты: Пока «научился» сам и научил модель летать, разбил 6 покупных и 5 самодельных винтов, не знаю как, другим это удаётся, но не однократно читал что «Я научился летать не разбив не одного винта!» Покупаем самые дешёвые, или делаем сами; в сети полно описаний как их делать. По чему дешёвые? – Да по тому что при аварии он сломается и не будет выворачивать мотор с остальными тятюшками, самый простой это из деревянной линейки: Спасибо Товарищу yuri2006,
http://rc-aviation.ru/news/619-konkurs/1246-samodelnii-vint
Я такие делал, очень хорошо крутятся, можно выточить из липы, он лучше, но морковки с таким винтом делать не «айс», обидно. Есть устройство; «пропсэйвер», но почему то винт, вопреки названию не спасает, а вот такой винт практически не убиваем и не ломает мотор.

-4

Отверстие немного больше вала двигателя (налазит на вал без трения, но и не болтается), за тем на вал надевается пластиковая «ступица» которая прижимает винт к корпусу мотора, думаю лучше получится из ластика, но еще не пробовал.
Суть в том, что при аварии «ступица» отодвигается на валу, освобождая винт, что не позволяет ему «накручивать» на себя траву и выламывать мотораму из пенопласта. Делается он из стеклотекстолита без фольги, сначала вырезаем полоску, сверлим дырочку, рисуем винт и вырезаем его любым доступным способом, далее греем паяльником место сгиба и гнем. Главное не перегнуть; двумя пассатижами, одни по центру, вторые рядом с местом прогрева, гнем до слабого «побеления» в месте сгиба. После гибки, на наждаке придаем ему профиль, лицевая сторона «скругляется», тыльная плоская, если текстолит толстый то лучше тыльной стороне придать вогнутую форму.

КЛЕИМ: Я пользуюсь «Титаном», очень хороший клей, после склеивания обтягиваем скотчем и делаем нужные отверстия, не стоит пренебрегать скотчем, упрочняет очень здорово!! Был случай когда не оклеенное крыло, в петле Нестерова переломилось и ни одного «скотченого» крыла не сломал.

ШАССИ: Стойка шасси такой конструкции, ни при каких посадках не сломается и не покалечит фюзеляж.

-5

В худшем случае, оторвет скотч и отвалится. Согнута стойка из велосипедной спицы, но это не правило, подойдет любая сталистая проволока подходящего диаметра. Колеса любые, но желательно мягкие, делал из упаковочного ППУ, и еще видел как их делают из подошвы от тапок-пенок.

РУЛИ: самое простое крепление рулевых плоскостей, это на скотч, но он со временем начинает отслаиваться и под него набивается грязь, лучше всего, использовать петли из мягкого но толстого полиэтилена( не знаю как его правильно назвать, как на передней части коробки в которой продаются куклы), вырезав три полоски вклеиваем их в прорези в торцах киля и стабилизатора, таким же образом в эти «хвостики» вклеиваем сами рули. Кабанчики вырезаю из CD дисков, вклеиваю их в прорези в руле. Самые простые в изготовлении тяги, из бамбуковой удочки, распускаем ножом на прутки, шкурим и покрываем лаком ( что бы от перемены влажности не выгибались), далее из проволоки делаем крючки и прицепляем их к тягам тугими кембриками или на термоусадку, плюс в том что, всегда можно отрегулировать длину (естественно можно купить все готовое, с зажимами).

ЦЕНТР тяжести лучше немного передний, чем задний, как не странно, но модель с задней центровкой, плюхается именно мордой в планету, при отказе движка передняя ценровка «сажаема», а вот задняя даже с достаточно мощным мотором, может уронить модель.

ИТОГИ: на то что бы полететь мне понадобилось 3 месяца, на покупку и докупку деталей, изготовление модели и учебу «рулить»

Данная статья была впервые опубликована мною на сайте "Паркфлаер" в мае 13го года.
Возможно кто-то её видел. В данном случае это ни разу не копирайт, а скорее переиздание и работа над ошибками.

Кто дочитал, тот молодец:)