В Советском Союзе индустрия массовой культуры целиком и полностью занималась служению государственной идеологии, всем своим инструментарием неустанно воспитывая и просвещая народонаселение нашей необъятной родины, возводя его из необразованной крестьянской массы до уровня советского гражданина (а это не только звучит гордо, но и служит нравственным примером для остальной части галактики). Естественно, тяжелый рок с его длинными волосами, протестностью, сексом и наркотиками к шаблонному образу пионера и комсомольца подходил не очень, ну а поэтому был приравнен к антисоветизму, фашизму и сатанизму. Над обликом рок музыки старательно трудились художественные советы и цензоры, возводя непроницаемую толщу льда между массовой сценой и всем тем андерграундом, что ютился в подвалах и на чердаках, проникал из-за закрытых границ и воплощался в жизнь только в виде редких магнитоальбомов и квартирников.
Этот лёд официальщины и казенщины был пробит в 1985 году музыкантами группы «Ария», выпустившей на свет пластинку под названием «Мания величия».
Состав группы, её формат и концепция формировались прямо в процессе придумывания и записи альбома. Двигателями группы стали набравшие опыта участием в официальных ВИА музыканты Владимир Холстинин и Алик Грановский (ими для записи и исполнения программы были приглашены не менее матёрые Валерий Кипелов, Кирилл Покровский и Александр Львов), которые проявили тщательность и основательность во всем - в написании музыки, в подборе названия и текстов, в оформлении обложки. Поэтому первенец советского тяжеляка вышел добротным и мощным. Несмотря на все муки своего появления, альбом заложил основы звучания легендарного коллектива и содержит несколько песен, ставших их главными хитами.
Пластинка начинается с гитарного соло, переходящего в острый и динамичный рифф песни «Это рок», сразу же погружая слушателя в атмосферу достаточно жесткого инструментального звучания. Формула сочетания гитары и манеры вокального исполнения Кипелова работает очень точно. Интересно, что текст песни написан приглашённым поэтом Елиным (Пушкина ещё не стала «штатным» поэтом), но картины фэнтезийного мира в будущем станут основой арийской лирики.
Второй номер - «Торреро», одна из крутейших песен отечественного металла, демонстрирует способность группы блестяще играть быстрый темп (как увидим дальше, штука не типичная для наших групп). Сочетание изящных мелодий, стремительных партий и рваного ритма производят взрывное впечатление. Песня помимо прочего наполнена множеством музыкальных украшений и деталей, которые очень точно вписаны в общую структуру.
Далее следует «Волонтёр», песня хоть и сыроватая наивностью текста и скудновтостью соло, но важная для группы и слушателей тем, что является образцом сложного формата песен, выходящая за пределы куплетно-припевной схемы. Повествование с нарастающим драматизмом, постепенное развитие сюжета, приводящее к ревущей и стучащей кульминации, загадочные звуки и многоголосие создают в тайминге одного трека целое эпическое произведение.
На пластинке также присутствует медляк «Мечты» (видимо, какое-то негласное правило составления альбомов того времени), а также инструментал «Мания величия» (это уже в качестве дани профессионализма участников группы, а по совместительству заявка на серьезность музыкальных амбиций).
Песни «Бивни чёрных скал» и «Жизнь задаром» сделаны хорошо, в очередной раз можно полюбоваться изяществом сочетания голоса Валерия Александровича с гитарным рисунком, единственный недостаток - в них маловато огня (вру, совсем нет).
В качестве приятного бонуса для пионеров, на пластинке есть поучительно-сатирическая песенка «Позади Америка», которая хоть и намекает названием на политические заявления Хрущева, но по содержанию более вписывается на стенды воспитательных стенгазет.
В общем, быть первопроходцем вдвойне сложно, а тем более на таком неосвоенном и необустроенном рынке. Это сказалось на легкой пестроте треков, дефиците генеральной линии, но в целом фундамент стиля группы, её главные ударные качества и приемы здесь уже есть. Группа Ария громко и смело заявила о себе, а раскаты этого грома еще долго будут греметь по всему миру.