На протяжении десятилетий астрономия считалась архаичным навыком в применении к хождению под парусом, но сейчас наблюдается возрождение интереса к этим навыкам навигации.
Всестороннее освещение этого вопроса представляет Руперт Холмс и другие эксперты в области навигации и мореплавания в Yachting World. Например, Стоки Вудалл, который несколько десятилетий зарабатывал на жизнь преподаванием астрономической навигации отметил, что за последние пять лет интерес к этому вопросу неуклонно растет. «Люди хотят вернуться к основам, к природе и начинают понимать, что нужна система, в которой не используется электроника», - говорит он.
Брюс Джейкобс из Rubicon 3 - еще один энтузиаст звездной навигации, говорит, что «с самого начала небесная навигация была в центре внимания и что это во многом продолжение природы и потрясающий навык, которому полезно научиться».
«Мне очень нравится, как астрономическая навигация связана с историей парусного спорта», - говорит Энди Шелл из компании “59° North”, которая совершает морские путешествия на своих яхтах Swan 48 и Swan 59.«Наука, стоящая за этим умением, дает более точное представление о местоположении на поверхности земного шара, в том числе о взаимосвязи между широтой, долготой и временем. Этого не всегда удается получить, используя GPS».
Изоляция дала многим морякам время для обучения, и астрономическая навигация стала одной из популярной тем. Помимо использования секстанта во время каждого морского перехода, Шелл проводит по крайней мере один наземный курс в год.
«Прошлой осенью на одном из моих курсов было 20 человек», - говорит он. «Четыре недели назад мы проводили виртуальный курс, на который за два выходных записались 60 человек».
Гонка Golden Globe Race помогла пробудить любопытство к астрономической навигации, требуя от капитанов совершить кругосветное плавание, используя только методы и технологии, доступные в 1968 году.
Хотя большинство считает, что моряки могут полагаться на GPS, это мнение не является общепринятым. Военно-морская академия США исключила астрономическую навигацию из своей учебной программы в 1997 году, но восстановила ее в 2015 году из-за опасений по поводу возможности взлома или подделки сигналов GPS.
Не только для экспертов
Одним из основных препятствий для изучения астрономической навигации является то, что она ошибочно воспринимается как трудная наука, требующая много времени.
Широкое использование аэронавигационных таблиц для морской навигации положило конец требованиям сферической тригонометрии более полувека назад. С тех пор все, что требуется, - это систематизировать, складывать и вычитать. Каждый отдельный шаг логичен, прост и понятен, в то время как любые сложности возникают просто из-за количества отдельных шагов.
Опытные штурманы часто избегают необходимости отслеживать солнце в течение нескольких минут до и после того, как оно достигнет максимальной высоты, поскольку это требует проводить гораздо больше времени на палубе.
И работа со звездными объектами не так сложна, как принято считать, - семь наиболее подходящих звезд сведены в таблицу для каждого приблизительного положения на Земле и для каждого времени суток. Все, что нужно сделать, это установить секстант на заданную высоту, навести его примерно на правильный пеленг компаса, и можно увидеть выбранную звезду на горизонте.
Можно настроить секстант так, чтобы звезда была точно на горизонте. После небольшого сложения и вычитания мы получаем правильное значение.
«Практическая сторона очень проста, - говорит Вудалл. «Это замер угла и времени». Обучение эволюционировало таким образом, что процесс стал более быстрым и легко воспринимается, с меньшим объемом теоретической подготовки и большим количеством времени, затрачиваемого на изучение основ.«Как только люди получают возможность познакомиться с астрономической навигацией, и понимают, что в этом нет ничего сложного, они могут получать настоящее удовольствие от этого занятия», - добавляет он.
Некоторые советы по небесной навигации
- Желательно понять разницу между тем, что нужно знать и практиковать, чтобы на самом деле управлять яхтой, и просто интересными теоретическими аспектами знаний, которые не обязательно понимать.
- При использовании аэронавигационных таблиц все следует из предполагаемого положения – лучше убедиться, что эта концепция принимается.
- Важно оставаться на месте и не записывать неправильные цифры из таблиц. Перед тем как начать, следует оценить угол наклона солнца, посмотрев в окуляр. Например, в северном полушарии утром солнце будет на юго-востоке.
- Использовать секстант намного проще, чем кажется многим.
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia