Найти тему

Правила безопасного копирайтинга, или пять способов распознать кидалу заказчика

Фриланс манит всех, кто устал от офиса, бесконечных пробок и рабочего дня с 9 до 6. А копирайтинг – один из самых доступных вариантов начать работать удалённо. Он не требует никаких финансовых вложений – только Ваши мысли и время. А так же имеет спрос и хорошо оплачивается.

Однако, именно с последним могут возникнуть проблемы. К сожалению, фрилансеру раз в месяц не приходит на карту оклад и премия. Весь заработок зависит от объёма выполненной работы и, конечно, заказчиков. А они иногда бывают ой какие недобросовестные. Сегодня мы поделимся с Вами пятью советами, которые помогут обезопасить себя от «кидалы» и не работать за бесплатно.

ПРЕДОПЛАТА

Когда вы записываетесь на фотоссесию, фотограф пишет Вам: «Предоплата за услуги 50%, и оплатите студию». Вам даже в голову не придёт спорить с ним или бояться, что он не явится на съёмку, а студия будет закрыта. Вы спокойно отправляете предоплату и ждёте дня фотосессии.

Если Вы решили заказать куртку из интернет-магазина, менеджер напишет Вам: «Для того, чтобы мы приступили к оформлению Вашего заказа, вышлите предоплату в размере N%». Вы вновь расплачиваетесь и ждёте покупку.

В некоторых магазинах Вас даже попросят оплатить всю сумму с доставкой, а привезти куртку могут и через неделю, и через две. И Вы всё равно выполните условия магазина, если Вы хотите эту куртку, она Вам нравится и она Вам нужна.

А теперь проведите аналогию. Вы = заказчик, куртка = текст. Заказчик хочет получить хороший текст, он видел Ваше портфолио, а значит ему всё нравится, он обращается к Вам за услугами и текст ему нужен. Если всё совпало, то никаких проблем с предоплатой возникнуть не должно.

Заказчик может сказать: «Вы обманите меня и не пришлёте текст!». Вы можете сказать заказчику: «Вы с таким же успехом можете меня обмануть и не прислать деньги». Разговор зашёл в тупик. Поэтому, если заказчик верещит, спорит и отказывается вносить предоплату – это не Ваш заказчик. Скорее всего, проблем с ним будет больше, чем Ваша прибыль он этой сделки.

Если Вы начинающий копирайтер и заказчик обращается к Вам впервые, не зная о Вашей репутации, у него могут закрасться сомнения в вопросе предоплаты. Ведь не только среди заказчиков бывают «кидалы», но и среди исполнителей. В этом случае ставьте предоплату до 30%, а лучше 10-20%, чтобы заказчика не напугала сумма. У начинающего копирайтера вряд ли будет большой ценник за текст, а расстаться со 100 рублями добросовестный заказчик не побоится.

Не стесняйтесь и не думайте, что «это слишком». Не слишком! Вы ничем не хуже фотографа, фотостудии и магазина курток.

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОПЛАТА ТРУДА

Вы не последовали первому совету и не стали брать предоплату. В таком случае требуйте ежедневную оплату труда. Вернее, Вы не должны её требовать – это должно быть просто условие Вашей сделки. Вы же не говорите заказчику: «Я не буду писать 7000 знаков, я пишу только 6900 и точка».

Вернее, Вы, конечно, так сказать можете и это снова будет Вашим условием. Но в нормальной ситуации – заказчик присылает ТЗ, которое Вы соблюдаете, а Вы присылаете ему условия своей работы – которые он так же выполняет. Во всех остальных случаях сделка невозможна.
Особенно этот способ поможет, если Вы заключаете с заказчиком сделку на длительное время, а не на «один текст на 7500 символов».

Например, Вы полностью заполняете текстом сайт заказчика, или пишете посты в соцсети на месяц. Отправляйте заказчику одну статью/пост/текст и требуйте оплату конкретно за него. Или разделите общую сумму сделки на период её выполнения, и так же требуйте оплату каждый день или раз в два дня. Нет оплаты – уведомляете заказчика, что перестаёте работать над его заказом.

Кстати, вариант с предоплатой + ежедневной оплатой оставшейся суммы тоже возможен. Но он, скорее, подходит для профессионалов с постоянными заказчиками и хорошей репутацией на рынке, а не для новичков.

Если заказчик – это не частное лицо, а фирма, то у него может возникнуть такой аргумент, как: «Всё через бухгалтерию. Все сотрудники получают зарплату десятого числа и Вы получите». Объясните ему, что Вы не устраиваетесь на работу к ним в фирму и Вас мало волнует, какого числа их работники получают заработную плату. Вы работаете на себя, а если бы хотели каждый месяц ждать десятое число, то тоже работали бы в какой-нибудь фирме, а не общались с непонятливыми заказчиками.

ИЩИТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ФИРМЕ, С КОТОРОЙ СОТРУДНИЧАЕТЕ

Продолжая разговор о том, что заказчик – фирма. Заранее прогуглите всё, что можно про эту фирму, её владельца и, если возможно, самого заказчика (того человека, с кем лично Вы общаетесь).

Найдите сайт, социальные сети, любые возможные контакты. Даже отметка в 2ГИС подойдёт. Солидная фирма не будет жертвовать своей репутацией на рынке ради того, чтобы сэкономить себе пару тысяч. В случае, если человек, с которым Вы общались, после отправки Вами ему текста пропал с радаров, Вы сможете позвонить в отдел кадров, в приёмную или даже владельцу компании и популярно объяснить, что фирма не выполнила ваши договорённости.

Такой мониторинг поможет ещё и потому, что если человек представляется сотрудником\владельцем компании\фирмы, а в интернете о них никакого следа – это повод насторожиться. Не может быть в 2020 году, чтобы у компании не было никаких следов в сети.

ПРИСЫЛАЙТЕ ПОЛОВИНУ

Ещё один проверенный способ избежать «кидал» – присылать половину текста. Вы пишите статью полностью, но в оговоренный день отправляете заказчику ровно половину и говорите: «Вторую часть пришлю сразу же после оплаты».

Если заказчик начинает юлить, говорить, что ему нужно прочитать текст полностью и всячески уходить от моментальной оплаты, ни в коем случае не отправляйте ему вторую часть текста. Со 100% вероятностью, после её получения от так же откажется платить или просто пропадёт.

ЧЕТКО ОГОВАРИВАЙТЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Каждый заказчик и сам немного копирайтер. Он знает, как лучше. Знает, как правильно. И, безусловно, сможет всё написать сам, что там писать, вообще? Такие субъекты могут заставить Вас очень сильно переработать.
Поэтому обязательно обговорите чёткое ТЗ до того, как Вы начнёте писать. Чтобы потом не было: «Ой, а вот здесь подзаголовки не нужны», «А вот я бы хотел побольше, как-то Вы мало написали», «И, вообще, надо было писать о том, как сажать гладиолусы, а не ирисы».

Если всего этого не было в ТЗ, а там было написано: «7 подзаголовков, 8000 знаков и статья о том, как сажать гладиолусы», Вы спокойно показываете заказчику его же требования и говорите, что полностью их соблюли. А любые корректировки сверх и вне ТЗ и даже те, которые «Ну, вот теперь мне так захотелось» вносятся Вами за дополнительную плату.

Этот же совет поможет избежать Вам комментариев от заказчика по типу: «Ну, мне не нравится». Что именно не нравится? А, не знаете? Конкретных замечаний нет? Текст полностью соответствует ТЗ? Тогда будьте добры платите.

Если Вы работаете довольно давно, у Вас есть портфолио и Вы знаете все тонкости и нюансы работы и общения с заказчиками, не лишним будет составить договор, куда Вы пропишите все Ваши условия и ТЗ заказчика.

Да, даже с соблюдением всех этих правил есть шанс, что Вас обманут. Например, заказчик будет непреклонен, а Вам срочно нужна работа. Или давит на жалость, что у него сейчас нет денег, а у Вас доброе сердце. Но всё равно, если придерживаться этих советов, можно отсеять наглых, жадных и недобросовестных клиентов. И, поверьте, на их место обязательно придут благодарные и честные.

Первоисточник статьи опубликован на сайте kopiraiyter.ru