На пятый день нашего путешествия нам предстояло покинуть гостеприимную базу под Горно-Алтайском и по Чуйскому тракту добраться до Акташа и далее в Кош-Агач, то есть практически до российско-монгольской границы.
Дорога протяженностью более чем триста пятьдесят километров подарила нам головокружительные горные перевалы: Семинский и Чике-Таман, и потрясающие виды одной из красивейших магистралей мира. Каракольский природный парк священной горы Уч-Энмек и пронзительный в своем откровении и своей скорби памятник "Суслику - спасителю". А еще бесконечные дорожные истории: историю Чуйского тракта, его знаменитых и мужественных создателей - проектировщиков и строителей, и веселых и бесшабашных шоферов, гонявших по тракту свои АМО, Форда и прочие полуторки.
Семинский перевал
Семинский перевал - самый высокий на Чуйском тракте. Перевал высотой 1717 метров расположен примерно в 140 км. от Горно-Алтайска на переломе Семинского хребта между горами Сарлык и Вершина Тияхты. Алтайцы называют перевал Дьал-Меку — «Вечная грива». Затяжной подъем на перевал начинается через 15 км после села Шебалино и длится 9 км, пологий спуск — около 11 км.
Семинский перевал - одна из самых благоустроенных точек на Чуйском тракте: по обе стороны хорошо обустроенной и отлично асфальтированной трассы расположены многочисленные кафе, лавочки. магазинчики и иные объекты инфраструктуры. Кроме того, на перевале расположен учебно-тренировочный центр «Семинский». Большая высота и разреженный воздух сделали перевал популярной тренировочной базой спортсменов по многим видам спорта - вдоль трассы расположены беговые дорожки для лыжных роллеров и горнолыжный спуск с подъёмниками.
В 1956 году на вершине Семинского перевала была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайских племен в состав Российской империи. (Документы о присоединении алтайских земель и вхождении зайсанов (алтайцев) в состав Российской империи мы показывали здесь.
С вершины перевала, с большой парковки для туристических автобусов и частных автомобилей хорошо видно вершину Тияхты по правую руку и гору Сарлык (слева).
Семинский перевал называется воротами Центрального Алтая, и является памятником природы государственного значения.
Парк Уч-Энмек
Примерно через 40 километров движения по Чуйскому тракту расположена одна из жемчужин Центрального Алтая - Каракольский природный парк Уч-Энмек. Свое наименование парк получил по названию священной горы Алтайцев. В переводе с алтайского "уч" означает "три", а "энмек" — вершина: гора Уч-Энмек имеет три вершины, самая высокая из которых достигает высоты 2821 м.
На территории парка встречаются следы древних культур: афанасьевской (три тысячи лет до н.э.), каракольской (полторы тысячи лет до н.э.), скифской (VIII — IV века до н.э.) и тюркской (VI-VIII века н.э.). На обширной территории множество каменных стел и курганов, скальных стен с наскальными рисунками - петроглифами. Окунувшись необыкновенную атмосферу этих мест, ты словно обращаешься к истории и памяти целого народа.
Парк Уч-Энмек буквально напичкан сакральными объектами. Одним из самых запретных мест Каракола является священная гора Уч-Энмек. Раньше считалось, что простому человеку нельзя даже приближаться к ней. А визит к подножию был возможен только в сопровождении шаманов, выполнявших в пути священные ритуалы. Гора Уч-Энмек является настолько запретным местом, что даже сейчас отдельное фотографирование горы не одобряется. Правда, желающие могут сфотографироваться на ее фоне.
Природный мир парка Уч-Энмек потрясающе разнообразен. На территории парка произрастают многовековые сосны и кедры, заросли можжевельника и кипарисовика. А еще на плато произрастает войлочный эдельвейс - нежный привет высокогорных альпийских лугов. Из эндемиков в Каракольской долине растет алтайский чай из которого делают вкусный и полезный напиток, морозная родиола и алтайский лук, копеечник и алтайский ревень.
Также многообразен животный мир парка. На его территории встречаются рыси и краснокнижный снежный барс, горные козлы и косули, медведи и барсуки, черные аист и журавль-красавка.
А еще в парке Уч-Энмек, чуть ниже села Бичикту Боом есть место. пронзительное по своей сути и морально-нравственной нагрузке, которую оно несет. На маленькой горке Межелик в апреле 2017 года был открыт памятник жертвам голодных и холодных военных лет и маленькому зверьку - суслику, спасшему тысячи и тысячи детей, оставшихся без родительской опеки, от голодной смерти.
Хрупкая, худая до истощения фигурка подростка в накинутом на плечи национальном алтайском халате бережно держит на руках фигурку суслика. Лицо у скульптуры отсутствует - вместо него полированное зеркало, вглядевшись в которое каждый посетитель Межелика, по замыслу автора скульптуры "сможет увидеть образ своих близких и родных, к примеру, ушедших и не вернувших из фронта солдат, или детей и подростков, которым пришлось рано взрослеть и работать вместо своих отцов, братьев, дедов, ушедших на войну"
Вглядываясь в хрупкую фигурку и черты своего лица, искаженные зеркальным отражением, я как-будто видела лицо своего отца, которому не было и двух лет в момент начала войны, и который остался практически без попечения родителей: отец ушел на фронт в первые дни войны, а мать работала не покладая рук. Кроме моего папы она должна была кормить еще четырех детей - двух родных братьев и двух двоюродных сестер моего отца. Самый старший из детей был старше моего папы всего на 5 лет. Детские годы моего папы прошли в районе Усть-Коксы, поселения, расположенного недалеко от Онгудая и горы Межелик.
У подножия горки Межелик стоит стенд, рассказывающей о том страшном времени и о роли маленького алтайского зверька - суслика в спасении тысяч детских жизней. Я намеренно записала здесь этот текст. Пожалуйста, прочтите его до конца и вспомните, подумайте о своих близких, безмятежное и радостное детство которых было уничтожено годами военного лихолетия.
ВСПОМИНАЯ И ОТДАВАЯ ДАНЬ СКУДНОЙ И ГОЛОДНОЙ ЖИЗНИ ОТЦОВ - МАТЕРЕЙ
В устье долины Каракол, ниже села Бичикту Боом есть небольшая гора Межелик. В старые времена, когда мы только ходили в школу, подножия этой горки росла лиственница «Тургакту», как бы находящаяся в объятиях горы Межелик. Достаточно пожилого возраста - лет 600-700 от роду. За горкой есть «шестиголовый» родниковый источник «Аржан Суу». Мы, когда не подготовились к уроку, или когда просто лень идти в школу, спрятавшись на этой горке, ждали детей, возвращающихся со школы, чтобы вместе с ними вернуться домой… Когда стали чуть взрослее, замечали на этой горке девушек, подавленных грустью от ожидания любимых, ушедших в армию. В моей памяти остались слова одного старика, говорившего: «я вырос сиротой, и ожидая отца, ушедшего на войну, и скучая по умершей маме, в дни, когда особенно сильно одолевал голод, выходил на эту горку и ждал их возвращения». Возможно, глубинное предназначение этой горки Межелик в том, что это место Сочленения и Разделения? Возможно с этим понятием связано русское слово Межа: черта, соединившая грусть и радость? Разделившая прошлое и настоящее? И неспроста, видимо, оно располагается на входе в священную долину Каракол, обозначая еще какую-то невидимую черту…
Возможно и в более давние и древние времена, сюда восходили взрослые и дети, всматриваясь в даль большой дороги: кто-то, ожидая будущее, кто-то вспоминая ушедшие года, а кто-то горюя о потере…
Выросшие без родителей или без их опеки, наши матери и отцы и их старшее поколение говорили: «Вы эту зверушку, суслика, слишком и без надобности не губите, мясо и шкуру его не выбрасывайте. В древние и старые голодные времена, она спасла алтайский род не единожды». И в настоящее время, этот маленькой зверек радует наших внуков своим «чириканием», поторапливая наступление весны, несмотря на то. что сам попадает под колеса машин торопящихся людей. В нашем народе говорят: «Всему есть Мера, Время и Значение». Возможно, предназначение этого места Межелик в том , чтобы давать надежду тем кто не отчаялся от ожидания; а больным и жаждущим дать возможность испить из целебного источника Аржан Суу.
Поэтому, говоря о предназначении этого места Межелик, вспоминая голодное и сиротское время наших Матерей и Отцов, чтобы не забылось их тяжкое и полное Горький слез Время, махонькому зверька Алтая - Суслику, от имени наших дедов и Родителей, для будущих поколений, устанавливаем Память.
Пусть, кто в свое Время не успел высказаться перед Предками, будучи взрослыми, заглядывая в золотистое лицо, вспоминая своих Предков, помянут Их, а младшие, поглаживая нос Суслику, загадают себе благостную Жизнь в будущем.
Ну а мы прощаемся с долиной Каракол и парком Уч-Энмек и движемся по Чуйскому тракту к перевалу Чике-Таман
Чикет-Аман
Название перевала переводится с алтайского как "Плоскоская подошва". На перевале расположены многочисленный кафе, сувенирные лавочки и магазинчики, где можно купить мед, целебные травы и изделия из шерсти. Кроме того вблизи перевала расположено несколько гостевых домов и усадеб, турбаз и кемпингов.
С перевала, высотой 1295 метров открываются потрясающие виды на Теректинский хребет, скалы, обрывы и лиственничный лес. На северных склонах гор весной, в конце апреля - начале мая цветет маральник, а на южных склонах зажигаются яркие огоньки алтайских тюльпанов.
Покидая перевал Чикет-Аман, вы как будто покидаете пределы "цивилизованного" Горного Алтая. Далее, вдоль трассы Чуйского тракта вам будет попадаться все меньше придорожных кафе и забегаловок, туристических баз и кемпингов.
Зато пейзажи, открывающиеся с Чуйского тракта настолько потрясающие, что захватывает дух: Яломанское городище и подвесной мост у села Иня. Катуньские террасы и Чуйские Бомы. Дорога, являющаяся кровеносной артерией, питающей экономическую систему Западной Сибири, Алтая и Тувы. Дорога, история проектирования и строительства которой читается как самый захватывающий авантюрный роман.
В 2017 году на перевале Чике-Таман был установлен памятник строителям Чуйского тракта. Скульптура изображает дорожного рабочего в сапогах и спецовке послевоенной поры. Автор, скульптор Алексей Агриколянский посвятил свою композицию строителям Чуйского тракта:
"Для меня это событие также дорого и значимо, потому что я родился и вырос на Чуйском тракте. Мой отец, фронтовой водитель, с 1936 по 1941 годы работал здесь, возил грузы. Вернувшись с войны, четырежды раненым, снова возил грузы. В годы войны для многих людей эта дорога была дорогой жизни, как и дорога по Ладоге. По Чуйскому тракту везли продукты питания, шкуры, скот на фронт"
В двух километрах от села Белый Боом на Чуйском тракте расположен еще один удивительный монумент: Памятник водителям Чуйского тракта. Еще его называют "Памятник Кольке Снегиреву" - герою одной из самых любимых и популярных шоферских баллад. Об отчаянном шофере Кольке Снегиреве, водившем по Чуйскую тракту "любимую трехтонную АМО", о прекрасной и неприступной Раечке, "работавшей на "Форде", о трагической истории их любви и о Колькиной гибели.
Памятник посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.
Хотя в действительности история любви Кольки Снегирева и Раечке, точнее героев, ставших их прототипами, вовсе не была такой трагической. Скорее наоборот. Герои преодолели все трудности, в конце концов воссоединились и прожили долгую и счастливую жизнь. Ну а автор песни - Михаил Михеев рассказал удивительно трогательную и романтичную историю.
Продолжение рассказа об увлекательном путешествии по Горному Алтаю последует в скором времени....
Если вам понравилась эта история - поставьте лайк!
А если хотите регулярно читать истории о путешествиях и приключениях Нежной совы - подписывайтесь на канал "Tender Owl" в Яндекс.Дзен, а так же на канал "Блог нежной совы" в Фейсбуке