«Адыги» в первой российской энциклопедии «Лексиконъ», том N1, 1835 год.
Энциклопедический лексикон (Энциклопедическій лексиконъ), также по имени издателя Лексикон Плюшара — русская универсальная энциклопедия. Издавалась в Санкт-Петербурге в 1834—1841 годах. Охватила лишь часть алфавита от «А» до «Д». Издание вошло в историю как первая универсальная энциклопедия на русском языке.
🔹
Текст
Адыги:
«АДИГЕ, или АДЕХЕ. Так называют себя Черкесы на природном своем языке. Слово Черкес есть Персидское, испорченное в устах Татар и Горцев, из серкешь, мятежник, непослушный, разбойник: (см. статьи Казак, Гусар и Черкес). Это племя почитают первобытным, туземным племенем Кавказа (aborigenes).
Паллас, Рейнеггс и другие писатели находили сходство между названиями Черкес и Керкетами Страбона и Плиния, и принимали их за имя одного и того же народа. Это предположение слишком смело: как слово Черкес, серъ-кешь, происходить от новейшего Персидскаго языка, то оно не могло быть известно в древности, сверх того, по своему значению, может применяться и ко всякому другому хищному и непокорному племени. Однако же в ХI столетии оно было уже извъстно Аравитянам. Зиги, Zуges, Страбоновы, Зихии Зехии Византийцев, по всей вероятности были те же Черкесы, или Адиги: Стриттер поддерживал это мнение.
Константин Багрянородный знал их страну под именем Казахии. Нестор называл их Касогами. Осетинцы и теперь именують их Казаками. Об этом интересном для нашей Истории вопросе см. рассуждение под словом Казакъ.
Адиге населяют северо-западную часть Кавказа, по львую сторону реки Кубани до Черного Моря. Земли их граничат к востоку с Ногайцами, от которых отделяются рекою Лабою, к северу с Российскими владениями, к западу и югу с Черным Морем, Абхазией и Абадзою. Адиге, по сохранившемуся между ними преданию, жили прежде по обеим сторонам Кубани, покинули пастбищные места даже на Куме; но в XI веке одно из их племен, именно Кабардинское, переселилось было к устью Дона, и, прожив там несколько лет, возвратилось снова на Кавказ, и заняло землю между Кубанью, Малкою и частью по берегам Терека, от чего земля эта получила название Кабарды (см. это слово). Адиге оттеснены были за Кубань в 1777 году, с учреждением на Кавказе военной линии. В составе этого народа входят разные племена, как то : Бесленейцы, Мохоши, Чемиргойцы, Бжедухи, Убыхи, Абазехи, Шапсухи и Натугайцы.
Несмотря на общую связь между ними по языку, правами и обычаями, они не составляют однако общаго целого. Одни из них, а именно первые пять племен, повинуются власти киязей и дворян; другие, Абазехи, Шапсухи и Натугайцы, управлялются судом старшинами, сами выбираемых. Народонаселение Адыгов, по последним приблизительным исчислениям, простирается до 50,000 дворов или до 250,000 душь мужского пола.
Подробности о каждом их племени помещены под собственными их именами. Главнейшие племена Адиге разделяются на пять сословий. Первое-киязья, называемые по-Черкески Пше и по-Татарски Бег или Бей: Русские первоначально называли их просто владельцами. Второе сословие, Воркъ, или старинные дворяне: у Татар и Русских известны они под именем Узденей. Третье сословие состоит из вольноотпущенных, которые хотя и сами сделались Узденями, но в военное время повинуются прежним своим владельцам. К четвертому принадлежат вольноотпушенные этих новых дворян. К пятому рабы, Чо-коть, которые подразделяются на земледельцев и слуг.
Прежде все племена Адиге управлялись одинаково своими князьями, которые, в важных случаях, касающихся особенно до войны или мира с соседями, съезжались на общее совещание; но в 1795 году трое из племен, именно, Абазехи, Шапсухи и Натугайцы, свергли власть киязей и дворян, сделались независимыми и подчинили себя единственно суду старшин. Земля этих трёх племен разделяется теперь на округи; в каждом находится общество избранные старшины; суд, который они производят, называется Хаса.
Все важные предприятия обсуждаются полным собранием старшин, решение их почитается законом. Известно по Истории, что Черкесы в прежние времена исповедовали Христианскую Религию Греко-восточной Церкви. Покорение Дербенда Аравитянами, завоевания Тамерлана, и наконец укоренившаяся на Кубани власть Крымских Ханов, способствовали к распространению между ними Магометанства. Впрочем решительное принятие ими этой Веры последовало только в 1774 году, ко времени Кучук- Кайнарджийскаго мира, когда Порта прислала на Кавказ проповедников Корана, которые успели подчинить Черкесов своим догматам, и вместе с тем вооружить их религиозным фанатизмом против Русских.
Однако не на все Черкесские племена равно подействовала мера Порты: некоторые из них до сего времени почитают языческих богов, принося им жертвы в заповедных рощах; Другие же соблюдают обряды Христианства; например, называют среду и пятиицу постными днями, и по воскресеньям не занимаются работою. Адиге вообще хорошо сложены, отличаются гибким станом; при небольшом росте они бывают очень крепки, но толстоту почитают за порок, как
следствие невоздержной жизни.
Плечи, грудь у них широкие, глаза черные, быстрые, лицо продолговатое, выразительное, нос прямой и правильный. Женщины их известны в Азии своей красотой; хотя при сем случае должно заметить, что под именем Черкешенок большей частью попадают в Турецкие гаремы женщины из Мингрелии и Имеретии. Говорят, что мать низверженного Султана Селима 11 была родом черкешенка. Жилища Черкесов просты: дома стротся более из плетня, и бывают обмазаны глиной внутри и снаружи. Сорок или пятьдесят подобных домов, крытых камышом или соломой, и расположенных кругообразно, составляют деревню; по концам каждой сделаны также из плетня, сторожевые башни. Ночью стада загоняются внутрь деревни. На зиму для овец устроены особые загоны при берегах рек на низменных долинах.
Лошади Черкесские пасутся на свободе по склонам гор и в долинах: они легки, крепки на ноги и выносят дальние переходы. Как народ воинственный, Черкесы всего более заботятся о приобретении хорошего оружия и о воспитании лошадей. Скотоводством и земледелием занимаются единственно для удовлетворения первым потребностям жизни. Из хлебных растений сеют просо, отчасти яровую пшеницу, кукурузу и ячмень. Внутренняя торговля у этого народа производится Армянами, под покровительством гостеприимства, старинного правила у всех горцев. Что касается до коммерческого сношения с Россией, то оно ограничнвается торгом на меновых дворах, устроенных по воле Русскаго правительетва на границах от Анапы по Черноморью и Кавказкой Линии.
Адиге получают от России соль, хлеб, разные холщовые и бумажные изделия, а в замен того дают лес, воск, где и мягкую рухлядь. Язык Адиге совершенно отличен от языка прочих Кавказских народов, и заключают в себе много букв губных и гортанных. Лучшими наречиями говорят Кабардиицы и Бесленейцы, живущие по берегам Лабы. Адиге не имеют письмена, а в случае надобности перепсываются между собой на языке Турецком, в чем помогают им муллы, единственный класс грамотных лодей между ними.
Чтоб дать ясное понятие об этом примечательном народ, который считает себя в зависимости России, и между тем делает безпрестанные набеги на наши границы, должно сказать еще о его наездничестве, страсть к которому составляет отличительную черту его характера. С этой целью приводим здесь рассказ одного очевидца, Русскаго офицера. «Все племена Адиге в совокупности могли бы при большем между собою согласии выставить в случае нужды до 50,000 всадников. В общих походах, Адиге подчиняются умнейшим и опытнейшим из князей.
Во время сражения начальники эти распоряжаются по своему произволу, действуя всегда в рассыпную. Они никогда не бывают решительно разбиты, ибо уничтоженная толпа тотчас заменяется другой, другая третьей, и так далее. Десять или пятнадцать человек, залегши за скалами, в оврагах или кустарниках близ дороги, беспокоят целую колонну, которая могла бы беспрепятственно и без малейшей потери двигаться среди равного и открытаго мста.
Разорение их аулов не можетъ нанести им решительного вреда , ибо материалы для постройки их домов находятся повсюду. Mе- жду тем семейства их, и главное имущество-стада, при малейшей опасности удаляются в горы, и остаются там до окончания военных действий. Замечателен образ набег их на наши грашицы.
Впереди едет «белатъ» (вожатый), нсколько человек по бокам, остальная партия дробится на небольшие кучии и едят произвольно; вожатый суетится, то скачет вперед, приникнув к седлу или поднявшись на стремена, то из-за кургана окидывает окрестности привычным глазом; вдруг палец приложит ко рту, -и вся парти остановилась; укажет на земь,-и все спешат долой с коней; махнёт к себе,-и вихрем скачуть, не смея перевести дыхания: так много Горцы доверяют своему «белату», которому успех дает две доли добычи, знаменитость и доверенность, неудача-позор, а часто и самую смерть. Когда он увидит предмет, наводящий сомнение, или партия станет приближаться к цели своей поездки, то, спешат полезть на курган, с которого осматривает окрестности, и если заметит людей, мечет вверх шапку, и сам скатывается с кургана.
Эту хитрость употребляют для того, чтобы ввести в обман осторожность неприятеля, и заставить думать, будто- птица слетела. При отдыхе, когда партия расположится в ложбине, а окрестиости не позволяют скрыть соглядатая, делается защита из высокой травы, в роде снопа, под прикрытием которого караульный ползет на удобное место, и, спрятавшись в траве, лежит незаметным. Ночью порядок похода изменяется: боковые патрули съезжаются к партии, и никто не отстает от большой купы из страха растеряться; один только «белатъ» в нескольких сотнях шагов, со взведенным курком ружья, вслушивается в малейший шорох, и, не сводя глаз с ушей своего кона, медленно подвигается; глухой свист, по условию, распоряжает движениями всей партии.
Во время ночного отдыха, партия окружает себа карaульными, которые, залегши по тропинкам или дорогам, приникнув ухомъ к земле, различають по гулу на большое пространство бег оленя от топота конского. Расторопность и сметливость белата почти неимоверны: в самую темнуо ночь, когда небо покрыто облаками, партия редко сбивается со своего направления. Белать, заметив ветер, чувствует малейшее его изменение, и часто проверяет себя компасом. В звездную ночь полярная звезда , Большая и Малая Медведицы -их вожатые. В случае, когда компас разобьется или потеряется, и сухая погода мало увлажнит росою землю, тогда первая кочка служить компасом: приложивъ руку , согретую за пазухой к четырём сторонам возвышения, важнейшей определяют север, и направление берётся с необыкновенной верностью.
Одни только- туманы разсевают партии: тут искры, добытые огнивом, служат сигналом. Нередко по этим сигналам засада Русской передовой стражи в мрачнуо осеннюю ночь узнавала близость хищников. Тогда с обеих сторон завязывалась перестрелка: на Русских постах зажигались маяки, и хищники, в страхе, чтобы не быть окруженными, скакали обратно в горы, протяжно перекликаясь, с клятвами и угрозами. »
🔷📎
Как первая российская энциклопедия со значительным количеством оригинальных статей русских авторов, Энциклопедический лексикон оказал влияние на последующие дореволюционные издания, в первую очередь на завершённый Военный энциклопедический лексикон, ряд статей которого был сокращением статей Энциклопедического лексикона.
К составлению Энциклопедического лексикона были привлечены крупнейшие учёные и литераторы, в их числе академик медицины Г. П. Бонгард, военный историк Н. С. Голицын, ориенталист академик Я. И. Шмидт, профессор всеобщей истории И. П. Шульгин, филолог академик Д. И. Языков, драматург А. И. Булгаков и другие видные учёные эпохи.
В апреле 1834 года известный петербургский книгоиздатель А. А. Плюшар сделал предложение Н. И. Гречу начать издание «Лексикона» по образцу Conversations-Lexicon Брокгауза и стать его главным редактором. Первоначальный авторский коллектив составил более 100 человек: члены пяти академий, профессора, литераторы, артисты и пр. Была попытка привлечь к изданию «Лексикона» А. С. Пушкина: он присутствовал на одном собрании авторов, после чего сделал известную запись в дневнике:
«Вчера было совещание литературное у Греча об издании русского Conversations Lexikon. Нас было человек со сто, большею частию неизвестных мне русских великих людей… Я подсмотрел много шарлатанства и очень мало толку. Предприятие в миллион, а выгоды не вижу. Не говоря уже о чести. Охота лезть в омут, где полощутся Булгарин, Полевой, Свиньин…»
Четыре первые тома вышли в течение 1835 года. Подписчиков было более 6000. В 1836 году вышли еще два тома, но позже назначенных сроков, потому что сотрудники не доставляли статей вовремя, растягивали их (например, арифметика заняла пятьдесят страниц мелкой печати), выдавали переводные статьи за собственные сочинения. Лексикон постепенно терял в качестве содержания и в количестве подписчиков. Многие учёные прекратили своё содействие.
С VIII тома (1837) главным редактором издания стал, бывший помощником Н. И. Греча, А. Ф. Шенин.
В сентябре 1838 года вышел XIV том — уже под редакцией О. И. Сенковского, который раздал набранным им людям статьи немецкого Conversations-Lexicon и велел перевести; издание было составлено без старания и наполнено ошибками.
Затем, Д. И. Языков собрал XV и XVI тома. Известно, что несколько статей для XV тома написал Михаил Лонгинов. Между тем Плюшар обанкротился, и издание остановилось.
К 1841 году вышло лишь 17 томов из намеченных 40. Том XVII издания (Дио—Дят) оказался последним. Выходил он под надзором комиссии, учреждённой по делу разорения книгоиздательской фирмы Плюшара.
Ссылка на издание: