Найти тему

Александр Годунов - загубленная жизнь, обманутая любовь

О талантливейшем артисте балета, "невозвращенце" Александре Годунове сказано и рассказано много. Но и по сей день по сети гуляет немало вранья об этом "выбравшем свободу" танцовщике. А история на самом деле грустная - история разбитой мечты, погубленной любви и большого обмана. По большому счету, это история загубленной жизни хорошего наивного человека.

Впрочем, давайте по порядку.

Источник фото
Источник фото

Александр Годунов родился 28 ноября 1949 года на Сахалине. Когда мальчику было два года, его родители развелись и мать с детьми - старшим Олегом и младшим Сашей - уехала к брату в Ригу. Там Александр и вырос. С детства он был невысоким и довольно слабым, однако мечтал стать военным. Но мама уговорила мальчика заняться балетом. Так девятилетний Саша попал в Рижское хореографическое училище, где подружился с Михаилом Барышниковым. Неожиданно для всех он всерьёз увлёкся хореографией и уже скоро стал лучшим на курсе, а по окончанию училища получил приглашение от Игоря Моисеева в Москву, в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет». Но руководство училища отказывалось отпускать талантливого парня из Латвии и он получил распределение в Латвийский театр оперы и балета. И, несмотря на явный и огромный талант, занять его соглашались только в кордебалете - из-за маленького роста.

Источник фото
Источник фото

И тогда он проявил характер и самовольно сбежал в Москву, к Моисееву. Но маленький рост действительно очень мешал - на многие интересные балетные партии невысокий артист не мог рассчитывать. И Годунов решил переломить судьбу. Он выполнял специальные упражнения, занимался йогой, висел на турнике, ел курагу и кальций... Действительно ли что-то из этих действий помогло или просто пришло время - но он сумел подрасти. и к двадцати годам его рост был уже 183 сантиметра - вполне достаточно для успешной балетной карьеры!

А карьера и вправду складывалась успешно. Четыре года он танцевал в "Молодом балете", где стал солистом. Он мечтал выступать в Большом - и прошел творческий отбор в этот знаменитейший театр. Его партнёршами были лучшие балерины Советского Союза (а, значит, и мира), в том числе и Майя Плисецкая.

Александр Годунов и Майя Плисецкая. Источник
Александр Годунов и Майя Плисецкая. Источник
Плисецкая писала о нём:
"Александр Годунов был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности".
Источник

И это было чистой правдой. Восторженный, упрямый, наивный и ранимый - он был большим ребенком во всем. Интриги Большого (а там всегда с интригами всё было в порядке) страшно выбивали артиста из равновесия. Он хотел просто танцевать, а не участвовать в закулисных играх. А танцевать удавалось меньше, чем хотелось бы - и это угнетало.

Зато Большой подарил ему жену - Людмилу Власову. Об их любви в театральных и околотеатральных кругах ходили легенды. Впрочем, это была даже не любовь - это была настоящая одержимость. Он постоянно старался быть рядом с любимой женщиной и страшно тосковал, когда им всё-таки приходилось расставаться.

Александр Годунов и Людмила Власова. Скриншот кадра из фильма "31 июня"
Александр Годунов и Людмила Власова. Скриншот кадра из фильма "31 июня"

Периодически приходится читать, что Годунова, дескать, сильно зажимали, не давая танцевать. Это не совсем так. В Большом он танцевал партии Спартака, Вронского, Пастуха из "Весны священной", Ивана Грозного, Хозе из "Кармен-сюиты"... А партия Тибальда из "Ромео и Джульетты" создавалась балетмейстером Большого Театра Юрием Григоровичем специально для Александра Годунова. Не был артист обойдён и наградами. Так, в 1973 году он стал лауреатом Московского конкурса артистов балета, а уже в 1976 получил звание Заслуженного артиста РСФСР.

А в 1978 году режиссёр Леонид Квинихидзе снял музыкальный фильм-фантазию "31 июня", где получили роли (и отнюдь не эпизодические) и Александр Годунов и его жена, Людмила Власова. Потом роль музыканта Лемисона, страдающего от неразделенной любви, назовут пророческой.

В августе 1979 года Александр Годунов и Людмила Власова в составе труппы Большого отправились на гастроли в США. У Александра было три дня выходных и он встретился с давним приятелем, давно осевшим в Штатах Михаилом Барышниковым. На самом деле, компания собралась довольно большая, в том числе был там и поэт Иосф Бродский, сыгравший в судьбе Годунова не последнюю роль. Сейчас невозможно уже выяснить точно, что именно произошло на той встрече, известно лишь, что обратно в отель Александр больше не вернулся. Много позже он признается Людмиле, теперь уже бывшей жене, что его обманули и шантажировали, воспользовавшись тем, что он наговорил каких-то глупостей, которые, как оказалось, записывали. Как бы то ни было, уже на следующий день "друзья" Годунова связались с государственным департаментом США и было заявлено, что "советский артист попросил политического убежища и выбрал свободу".

Источник
Источник

Людмила Власова твёрдо заявила, что оставаться в США не собирается и хочет вернуться домой, в Москву. Её поспешили перевезти в аэропорт, опасаясь провокаций - вокруг отеля уже собирались какие-то странные личности с плакатами "Свободу Людмиле Власовой", а в ее номер дважды пытались проникнуть. Но американская сторона не дала разрешения на взлёт. Дальше было трое суток настоящего кошмара. Она сидела в самолёте и раз за разом отказывалась "выбирать свободу", а рядом со взлётной полосой в пикапе бился в истерике ее муж, кричавший "Отпустите меня, я не могу без неё жить!". Трое суток - вдумайтесь! Позднее журналисты назовут их "Ромео и Джульеттой времен Холодной войны".

Забегая вперед скажу, что через три года, в 1982 году, их заочно разведут через посольства.

Но всё когда-нибудь заканчивается и самолет наконец поднялся в воздух. А Александр остался - и на три месяца погрузился в глубокую депрессию. Он и раньше мог позволить себе рюмку-другую, но всегда останавливался вовремя. Теперь же останавливаться у него не было ни повода, ни желания. Жизнь "на свободе" нужно было как-то отрабатывать и он, не глядя и не читая, подписывал сочинённые журналистами интервью с самим собой - ему было всё равно. Мне, кстати, довелось читать одно такое интервью - сладкая патока о том, как прекрасна жизнь в Нью=Йорке и как он сразу почувствовал себя здесь дома. И фотография человека с больным взглядом.

Источник фото
Источник фото

Потом всё постепенно наладилось. Михаил Барышников принял его в свою труппу, назначив огромный гонорар. Но отношения с бывшим приятелем не сложились, к тому же, Годунов умел и хотел танцевать только классический балет, а Барышников требовал от него переучиваться на балет современный - категорически Годунову не интересный. Через три года Михаил Барышников просто отказался продлевать контракт. Но к этому времени Александр Годунов уже успел обзавестись собственными связями и организовал свою балетную труппу "Годунов и его друзья". Они с успехом гастролировали по всем Соединённым Штатам, хотя, конечно, сравнивать эту труппу с Большим даже не смешно.

Появилась в его жизни и новая женщина - британская актриса Жаклин Биссет. Именно она уговорила Годунова попробовать продолжить карьеру киноактёра. Он оставил балет и снялся в итоге в нескольких голливудских фильмах - в ролях даже не эпизодических, а микроскопических и однотипных - "плохого русского". Это было совершенно не то, к чему стоило стремиться. Известно, что Годунов через знакомых просил Наталью Трубникову, сыгравшую главную роль в фильме "31 июня", достать для него копию фильма - мечтал показать продюсерам, как он на самом деле может играть. Трубникова, кинокарьера которой тоже была загублена из-за его побега, зла на Годунова всё же не держала и помочь постаралась - но копию положенной на полку картины достать не сумела. И эта ниточка оказалась оборванной.

Александр Годунов и Жаклин Биссет
Александр Годунов и Жаклин Биссет

Годунов всё чаще и всё больше пил, месяцами пребывая в черной меланхолии. Через несколько лет романа он расстался и с Жаклин. Уже после его смерти она в Москве встретится с Людмилой Власовой и скажет ей "Я любила его, а он всю жизнь любил только тебя".

В апреле 1995 года он побывал в Риге и пообщался с матерью и старшим братом. Но эта встреча не принесла радости никому. А в мае того же года 45-летний артист был найден мёртвым в Калифорнии, в собственной квартире. Все стены комнаты были завешаны картинами с русскими пейзажами, а на лоджии стояли кадки с березами, закрывающими знаменитую памятную надпись HOLLYWOOD на Голливудских холмах. Обстоятельства его смерти непонятны до сих пор. Было заявлено, что он скончался от приступа гепатита - но никакого обследования проведено не было. Кремация была проведена в сильнейшей спешке, а прах развеян над Тихим Океаном. На похоронах Годунова Иосиф Бродский сказал: "Он умер от тоски, так и не прижившись здесь".

Есть два кенотафа (ложные, пустые могилы) артиста - в Москве, на Введенском кладбище и в Лос-Анджелесе. Надпись на первом довольно обычна: "Ты всегда с нами".
А вот эпитафия на американском надгробии гласит "Его будущее осталось в прошлом". Точнее и не скажешь.
Источник
Источник

*****************************************************************

Возможно, вам будут интересны и другие материалы канала:
История любви. Алексей Баталов и Гитана Леонтенко
"Смешанные чувства" - бесподобный дуэт Чуриковой и Хазанова
Угадайте старый фильм по фразе о любви

По сложившейся на Дзене традиции напомню, что поблагодарить автора можно лайком. Попробуйте, это просто.