Найти в Дзене
Future Armenian Art

КИНО И ТЕАТР АРЦАХА

Цель проекта Future Armenian Art — обратить внимание не на то, что разрушается, а на то, что создаётся.

Документальный спектакль «Генезис победы»
Документальный спектакль «Генезис победы»

Молодая кинокритик Сона Арсенян выделила 5 фильмов и 2 спектакля об Арцахе, которые важно посмотреть, чтобы понять — какое лицо у сегодняшней войны.

Попытка осмыслить происходящее через форму искусства в настоящий момент кажется наиболее верным способом.

Спустя время о событиях осени 2020 года напишут в учебниках по истории, сделают доклады, диагностируют правых и виноватых, определят важность этого конфликта в контексте изменений геополитической карты мира.

В этих документах не будет личных историй и человеческих судеб, но именно они обращают к правде.

«Человеческие истории в дни войны и мира», 2007 год

  • Режиссёр: Вардан Ованнисян
  • Операторы: Вардан Ованнисян, Ваагн Тер-Акопян
  • В ролях: реальные участники войны в Арцахе

Это, пожалуй, один из первых по-настоящему успешных фильмов об Арцахской войне, а самое главное — понятный не только армянам (чем часто грешит армянское кино). То же самое можно сказать и про Вардана Ованнисяна — основателя Bars Media, одной из лучших студий документального кино в Армении, где давно уже вышли за рамки местечкового восприятия национального кино, вышли на диалог на равных с большим миром. Пропахшие порохом кадры, снятые молодыми документалистами в те роковые годы, 10 лет ждали своего часа в личном архиве режиссёра, пока он не решился вернуться к своим героям. Одного он нашёл на беспокойной границе, другого в тюрьме: война покалечила судьбы не только тех, кто ушёл, но и тех, кто остался. Фильм получился до боли откровенным. «Человеческие истории» рассказывают о том, как трудно привыкнуть к миру после долгой войны, как трудно оставаться человеком в пылу справедливой злости, и что бывает, если не оставаться человеком.

«Граница», 2009 год

  • Режиссёр: Арутюн Хачатрян
  • Операторы: Вреж Петросян, Рудольф Ватинян
  • По сценарию: Арутюна Хачатряна и Микаэла Стамболцяна
  • Композитор: Авет Тертерян

Основатель по-настоящему армянского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюн Хачатрян – немногословная гордость Армении. Познакомиться с его творчеством можно прочитав книгу Кирилла Разлогова «Арутюн Хачатрян: вечное возвращение», где известный критик с неподдельной любовью описывает каждый фильм удивительного режиссёра. Недаром они облетели весь мир – от Китая до США, и в 2012-ом году, когда двери Лувра открылись для армянского кино, там была показана именно «Граница». Вопреки названию, этот фильм, как и другие картины Арутюна Хачатряна, не знает границ – ни языковых, ни границ, налагаемых менталитетом маленькой страны. Да и картины его скорее поэмы, а режиссёр – настоящий поэт. Человеческая речь в фильмах Хачатряна превращается в саундтрек – это повисающий в воздухе фон, создающий объёмность истории, как одинокие ноты скрипки, робкий звон колокольчика, или дым пожара. Именно поэтому неважно, кто и что говорит, именно поэтому всё всегда понятно. Фильм ничего не утверждает, просто показывает что-то вечное и общечеловеческое: вот крестьяне нашли одичавшего быка, вот в деревню прорвался чужак, вот свадьба, а вот новогодняя надежда. В конце фильма разгорается пожар, и невеста в белом платье смотрит издалека на раскалённый дрожащий воздух над крышами. И только название фильма, призрачный Арарат за колючей проволокой в утренней дымке, да случайно пойманные по радио новости на турецком подсказывают причину холодной тревоги, незримо появляющейся с первой минуты фильма.

«Если все», 2012 год

  • Режиссёр: Наталия Белаускене
  • Оператор: Иван Бархварт
  • По сценарию: Терезы Варжапетян и Микаела Погосяна
  • Композитор: Ваагн Айрапетян
  • В ролях: Микаел Погосян, Екатерина Шитова и другие
Кадр из фильма «Если все», реж. Наталия Белаускене
Кадр из фильма «Если все», реж. Наталия Белаускене

«Если все китайцы одновременно прыгнут, случится катастрофа – Земля сместится с оси». Интересный взгляд российского режиссёра на войну в Арцахе и дружбу, которая закалялась в боях. По жанру это мелодрама, может даже комедия. Так смешно приехавшая из Саратова Саша ходит в обнимку с завёрнутым в цветастый платочек деревцем. Так смешно её встречает Ереван в пылу Вардавара. Так смешно один за другим на сцену выходят бывшие друзья отца. Но не смешно, что ищет она не сад, а могилу. И что друзья эти фронтовые. И не смешно, что могила отца осталась по ту сторону колючей проволоки. Как бы то ни было, фильм очень светлый фильм – в первую очередь о мире и дружбе. Разве только Гурген – герой Микаела Погосяна, с горечью восклицает: «А если все армяне мира подпрыгнут, что будет?!». (На что хочется сказать, Гурген джан, армяне не прыгают, они стоят стеной.)

«Теваник», 2014 год

  • Режиссёр: Дживан Аветисян
  • Оператор: Нарек Мартиросян
  • По сценарию: Арнольда Агабабова и Карине Ходикян
  • Композитор: Йонас Юркунас
  • В ролях: Сос Джанибекян, Бабкен Чобанян, Ованнес Ходерян и другие
Кадр из фильма «Теваник», реж. Дживан Аветисян
Кадр из фильма «Теваник», реж. Дживан Аветисян

Дживан Аветисян сам служил в армии НКР, поэтому тема войны красной нитью проходит через всё его творчество. «Теваник» стал первым громким проектом режиссёра. А вот его последний фильм «Врата в Рай» о военных корреспондентах, работавших на карабахском фронте в 90-ых, не допустили до конкурса ММКФ «по просьбе азербайджанских властей» (как потом признался программный директор фестиваля Кирилл Разлогов). Это очень интересно, ведь именно после того, как в 2016 году «Теваник» Аветисяна получил премию «Hollywood International Moving Pictures Film Festival», как лучший фильм на иностранном языке, в азербайджанской прессе заговорили о том, что «Азербайджан проиграл Армениии и в кинопоединке». Несмотря на напряжённую атмосферу вокруг фильмов о войне в Арцахе фильм получился очень светлым. Да, есть бои, и совсем ещё мальчишка Теваник играя, почти случайно подбивает вражеский танк. Да, есть злоба, когда деревенские дети разбивают стёкла дома азербайджанки. Есть боль, когда война разделяет семьи, отец не принимает сына, а ребёнка не оставляет в покое кличка: «Сын турка, сын турка». И есть село, которое нужно защищать во что бы то ни стало. Прообразом своей истории создатели фильма выбрали село Мачкалашен, которое атаковали 15 танками, и командира обороны Армена, который отказался отступать.

Актёрский состав здесь действительно сильный. Из самых известных – Сос Джанибекян и Бабкен Чобанян, который сейчас тоже на передовой. Невероятно искренним получился образ Ованнеса Ходеряна (Теваник, который, как сегодня узнала, погиб. Надеюсь, это неправда.) И даже второстепенные роли исполняют такие актёры, как Карен Джангиров, Сергей Магалян, Ара Саргсян, Артур Манукян. Особый «вкус» придаёт фильму звучный арцахский диалект (фильм можно посмотреть с русскими субтитрами и, признаться, без них даже армяноговорящему зрителю в моём лице пришлось бы несладко).

«Линия», 2016 год

  • Режиссёр и сценарист: Мгер Мкртчян
  • Оператор: Ваагн Тер-Акопян
  • Композитор: Армен Мартиросян
  • В ролях: Самвел Тадевосян, Ани Хачикян и другие
Кадр из фильма «Линия», реж. Мгер Мкртчян
Кадр из фильма «Линия», реж. Мгер Мкртчян

На армянском фильм буквально называется «Жизнь и борьба». Однако в российский прокат картина вышла под названием «Линия» — не то линия жизни, не то «соприкосновения», не то ещё чего-то. Однако это бесспорно самый громкий армянский проект об Арцахской войне, рассчитанный по большей части на внутреннего зрителя. Именно на этого зрителя фильм оказал нужное впечатление: залы кинотеатра «Москва» (и не только) забивались почти на каждом сеансе, и люди всегда выходили из кино, украдкой вытирая слёзы. «Линия» стала этаким армянским блокбастером, и даже выдержала сиквел, в котором снялись такие известные в Армении актёры, как Нарине Григорян, Бабкен Чобанян, Диана Маленко и другие. В первой же части засветились самые яркие представители молодёжи – Самвел Тадевосян, Ани Хачикян и Самвел Топалян, и даже звезда сатиры Вардан Петросян. Кроме добротной актёрской работы и тщательной проработки деталей зрителям подали даже какие-никакие спецэффекты, что необычно для армянского – в большинстве своём малобюджетного – кино. Ну и конечно, основной посыл фильма всё тот же — есть Родина, есть дружба, есть любовь, а иногда бывают предатели — и Родины, и дружбы, и любви. Всё просто.

ТЕАТР

Хочется отдельно отметить два необычных документальных спектакля о войне, созданных одной творческой группой. Это «Генезис победы» государственного театра Амазгаин имени Соса Саркисяна и спектакль «Моя семья в моём чемодане», о котором мы писали ранее.

По сути это одна и та же история — чуть больше, чуть меньше. История одного детства, одного поколения, одной страны. Драматург Сара Налбандян собрала спектакль по крупицам из воспоминаний актёров, которые в 1990-ых были ещё детьми. В своём чемодане режиссёр Нарине Григорян приносит своё изрешечённое детство и три яблока – тому, кто рассказал, тому, кто слушал и тому, кто спас её отца. Но в этой конструкции трудно понять, кто рассказал, а кто слушал? Драматург рассказал историю, а актёр послушал и озвучил? Или драматург услышал то, что прожил и рассказал актёр? Или мы все, сидящие в зале, и слушаем, и рассказываем своё коллективное прошлое?

И если в моноспектакле «Моя семья в моём чемодане» зритель слушает только один голос, то в «Генезисе победы» их уже три — приехавшей из Арцаха Нарине, прожившего детство на границе Армана Навасардяна и мальчика из холодного и темного Еревана Варшама Геворгяна. С этим спектаклем связана интересная история: когда драматург представила актёрам первый вариант пьесы, сотканой из множества воспоминаний и свидетельств, они наотрез отказались играть то, что не пережили сами. Получившийся в результате спектакль стал настолько личным — плотью от плоти, — что снова и снова возвращающиеся в военное детство Варшам и Арман теперь вернулись на войну добровольцами.

Текст: Сона Арсенян

Проект: Future Armenian Art (c)