Найти в Дзене
Lonely Traveller

Путешествие по Северу. Рускеала

Воскресенье, 23 августа. Ранее утро. Диспетчер ближайшего небольшого аэропорта докладывает идущим на посадку судам: Huono näkyvyys, sumu, lämpötila 19 °С. Просто диспетчер - финн, а аэропорт находится в городе Лапеэнранта, что по ту сторону границы, которая проходит в считанных километрах. А в это самое время мы, по слабозагруженной трассе А-121 "Сортавала", едем вдоль северного берега Ладожского озера, приближаясь к южной границе республики Карелия...

Карелия встречает настоящей суровой северной погодой, настигшей нас еще под Петербургом. Но весь этот дождь, туман и пасмурное небо придают окружающей нас природе особый шарм и атмосферу. Краски меняются - те же леса, то же небо, те же камни по обочинам. Но нет, оттенки совсем другие. Не зеленее, не синее, а именно другие. Просто другие. Меняется и асфальт под колесами - видимо климат в Карелии куда лучше климата в средней полосе нашей страны, поэтому как-то получается строить хорошие дороги. И это обуславливается не близостью границы, и не растущим туристическим потоком, но об этом чуть-чуть попозже....

По пути на Север.
По пути на Север.

Пока же мимо проносятся леса и сопки Ладожской Карелии, дорога петляет, делая на километр более десятка поворотов. Это конечно не крымские или красноярские серпантины, но тем не менее, стоит быть начеку. Временами по правую руку, меж городов и поселков с магическими названиями Хийтола, Лахденпохья, Терваярви, мелькает северный берег Ладожского озера, крупнейшего озера Европы. Оно поистине огромно - исток Невы на южном его берегу находится много южнее под Петербургом.

Наверно именно здесь, стоя под пронизывающим ветром и низкими тучами, вдыхая смесь замахов шумящей за спиной тайги, озерной воды, водорослей, слыша равнодушные крики чаек, мы впервые ощутили и почувствовали манящее дыхание Севера.

Ладожское озеро.
Ладожское озеро.

Приближаемся к Сортавале, столице северной Ладоги. Отсюда стартуют многие и многие маршруты по ладожским шхерам и на остров Валаам, но у нас другая цель на этот раз. Город интересен своей необычностью и судьбой. За свою многовековую историю на этой земле хозяйничали шведы, финны, русские. Она видела взлеты и падение империй, орошалась кровью, из ее недр добывали ископаемые, хранили предания предков и без жалости вырывали страницы из книги истории. Теперь же она с распростертыми объятиями принимает тысячи туристов.

Недалече от Сортавалы, в направлении финской границы находится достаточно интересное и необычное место для этих мест, однако абсолютно заурядное, для скажем Среднего Урала – горный парк Рускеала. Когда-то здесь был мраморный карьер, который начали разрабатывать еще во времена Екатерины Великой. Здесь, в нескольких карьерах, добывали мрамор различной расцветки. Ныне же здесь создан хороший и интересный туристический объект – карьеры затоплены водой, а каждый уралец знает, что затопленный карьер – это красиво. Хоть и немного грустно.

горный парк Рускеала
горный парк Рускеала

Как уже было сказано – мрамор из Рускеалы был востребован в Санкт-Петербурге, столице Российской империи. Им отделан Исаакиевский собор, полы Казанского, подоконники Зимнего дворца, он использовался для строительства Мраморного дворца и Михайловского замка. Карьеры неоднократно посещал знаменитый архитектор Огюст Монферран.

Даже в 20 веке рускеальский мрамор не был забыт – его использовали в облицовке нескольких станций Петербургского метрополитена.

Тогда, из Олонецкойгубернии, в Петербург мрамор доставляли как могли – повозками, волоком, потом по железной дороге. Нынче же сюда можно добраться многочисленными автобусами, и даже на поезде, который ведет самый настоящий паровоз.

Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург.

Но все это дела давно минувших дней, теперь же – вокруг обустроенные тропы и обилие туристов. Кто хочет – катается на лодках по изумрудной глади мраморного карьера, желающие же пролетают над ним с помощью троллеи и наслаждаются карельскими видами с высоты птичьего полета.

Обилие смотровых площадок же точно заинтересует любителей красивых и эффектных фотографий – Карелия хороша при любой погоде.

-5

По парку проходит множество тропок, есть даже подземные маршруты. А еще есть захватывающий дух грот, который в любое время источает прохладу подземных вод, извергает в воздух туман, который вкупе с музыкой, доносящейся из под земли создает поистине завораживающую и мистическую атмосферу.

А на поверхности – зеленое море тайги, здесь вся палитра, все оттенки зеленого.

-6

Вокруг – чистый, пьянящий воздух русского Севера, строгая и статная красота. Сквозь обилие зеленого как будто несмело проглядываются пятна ярких цветов – красный, желтый, пурпурный, и прочия. Как будто Север изо всех сил пытается быть суровым и строгим, но местами все равно проглядывается, пробивается буйство чувств и эмоций, находящих отображение в ярких и пестрых цветах, листьях и ягодах.

-7

Есть в парке и тихие уголки. Здесь, под тенью берез, созерцая опавшие листья в хрустальной воде, проглядывающие сквозь кроны деревьев скалы, в звенящей тишине можно найти ответы на любые вопросы, терзающие воспаленные и буйные умы. Но лучше поговорим немного о другом. Собственно Карелия, одна из двадцати двух республик России. Это если говорить сухим языком статистических данных. Исторически и географически – обширная область, включающая в себя Карельский перешеек и обширные области вокруг Ладожского и Онежского озер на побережье Белого моря. Здесь расположены земли двух стран – России и Финляндии.

-8

Вот по формальному географическому признаку Карелия неформально делится на Ладожскую, Онежскую и Беломорскую. Выделим так же Северную Карелию, ожерелье хрустальных озер которой является жемчужиной России. Эта земля видела бессчетное количество войн, как уже было сказано выше, наверно из-за этого здесь и переплелись в единую нить несколько культур нескольких разных народов.

В свое время правительство Горбачева, а после и Ельцина рассматривало варианты продажи Карелии Финляндии, но тогдашний президент Финской республики Мауно Хенрик Койвисто не видел возможности в заселении и возможности обеспечения столь огромных, и когда-то желанных территорий. Так и осталась Карелия в составе России, и теперь рускеальских уток финны кормят не как хозяева, а как гости.

Уточки
Уточки
Мраморный карьер
Мраморный карьер
Мрамор Рускеалы крупным планом
Мрамор Рускеалы крупным планом

До новых встреч на просторах нашей Родины!